Система взимания платы за проезд по федеральным дорогам России называется «Платон». На сайте с таким же названием можно узнать всю информацию о грядущем нововведении, а также зарегистрировать свои транспортные средства и, собственно, заплатить за проезд. Организаторы обещают, что заключение договора между перевозчиком и оператором взимания платы в онлайн режиме займёт не более 30 минут. Далее можно выбрать один из двух способов оплаты — установка бортового устройства, либо получение маршрутной карты на сайте. При использовании второго способа достаточно планшета или смартфона.
Генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные системы» Александр Советников:
«Существует два способа оплаты. Первый — это бортовое устройство. Второй — маршрутная карта. Маршрутную карту можно приобрести в офисе Системы, а также на сайте, сделав это в любой точке страны через мобильное приложение, скачав программу в телефон, и во множестве терминалов, которые расположены на всей территории РФ. Через личный кабинет можно провести все действия, включая регистрацию, пополнение счёта и отслеживание своих маршрутов в будущем».
Главная особенность системы: заплатить уже после проезда по трассе нельзя. Маршрутная карта оплачивается авансом, перед выездом. Бортовое устройство работает «по факту», списывая с лицевого счёта деньги, которые положить туда нужно тоже заранее. К системе можно подключить и своё бортовое устройство, зарегистрировав его в информационном центре, но что это за аппарат, какие к нему предъявляются требования и где его купить — разъяснений на сайте системы нет. В Челябинске информационный центр уже работает по адресу Тернопольская, 6. По оценкам Управления федеральных дорог, только за один год система взимания платы по всей стране принесёт в бюджет порядка 50 млрд рублей. В министерстве транспорта Южного Урала надеются, что часть этих денег потом вернётся в регион и будет потрачена в том числе и на дороги местного значения.
Министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Гущин:
«Одна грузовая машина эквивалентна нескольким тысячам легковых машин по этому делу. И куда эти деньги пойдут? В дорожный фонд РФ, полностью в их доходную часть, которая потом будет распределяться по дорогам федерального значения и как мы надеемся, что часть этих доходов межбюджетными вливаниями будет попадать и в областной бюджет».
Опрошенные Business FM Челябинск грузоперевозчики выступают против введения платы за проезд — у небольших транспортных компаний просто не будет «экономики», и они уйдут с рынка. Другая проблема — информирование и реализация платного проезда, которой на территории Южного Урала пока не заметно.
Генеральный директор компании «ТрансЭкпедиция74» Светлана Арсентьева:
«Полтора года назад объявили о введении платного проезда по федеральным трассам и ничего до сих пор не подготовлено. На сегодняшний день то, о чём заявляют — оборудование, рамки, которые будут отслеживать передвижение транспортных средств, приборы, которые должны быть установлены в каждом транспортном средстве, которые бы показывали маршрут движения данного транспортного средства, их просто нет, их просто невозможно столько изготовить за такое короткое время. Следующий момент — в данной системе мы должны сначала заплатить, а потом проехать, а в нашем бизнесе возможно всякое, то есть изначально мы едем в Москву, и мы ещё не знаем, куда мы поедем из Москвы. Может быть, в Челябинск, а может в Екатеринбург или Уфу».
По информации федерального дорожного агентства, в России работает около 2 млн автомобилей, чья масса превышает 12 тонн. За две недели до введения платы в системе зарегистрировалось только 170 тысяч машин. Для тех, кто нововведение проигнорирует, с 15 ноября начнёт действовать отдельная статья административного Кодекса. Штрафы для водителей составят 5 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей 40 тысяч, для юридических лиц — 450 тысяч рублей.
Татьяна Шабурова
Фото: privet-rostov.ru