Аналитики компании SIMETRA проанализировали качество транспортного обслуживания в 60 российских городах. Сферу оценивали по 40 параметрам. Специалисты разделили их на пять групп. «Физическая доступность» общественного транспорта характеризует близость остановок к месту проживания. При оценке ценовой доступности учитывались финансовые возможности потенциальных пассажиров: стоимость разового билета, рассчитанная с учетом средневзвешенных душевых доходов населения. К параметрам анализа также относится эффективность транспортной сети, этот показатель преимущественно оценивает скорость перемещения общественного транспорта. В группу «Комфорт и удобство» включён анализ тарифной системы и функциональность транспортной карты, сервисы информирования о работе транспортной системы, имиджевая составляющая и характеристики подвижного состава. Последним фактором оценки стала безопасность и устойчивое развитие, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта.
«Очевидно, что группы показателей, как и сами показатели внутри данных групп, влияют на привлекательность общественного транспорта не в равной степени, поэтому для них были определены весовые коэффициенты, которые учитывались при формировании рейтинга. Для их определения был проведен опрос, в котором предлагалось оценить значимость каждой группы показателей, а также оценить внутри них каждый из показателей», − сообщают авторы исследования.
В каждом городе отрасль оценивалась по стобалльной системе. Москва и Санкт-Петербург в рейтинг не включены из-за очевидного преимущества перед другими населёнными пунктами. Магнитогорск в рейтинге занял 10 место с показателем 63,2 балла. Специалисты отмечают, что город сформировал самую крупную по числу маршрутов и вторую по протяжённости трамвайную сеть. С этим значением Магнитогорск опередил в рейтинге южноуральскую столицу. Челябинск в списке расположился на 11 позиции (62,3 балла). Развитие наземного транспорта в городе ограничивали затраты на стройку и консервацию метро, отмечают специалисты. При этом заметно и развитие общественного транспорта в Челябинске: доля подвижного состава большой вместимости составляет 36%, она растёт за счёт приобретения новых автобусов. Лидером по качеству транспортного обслуживания признан Екатеринбург. Аналитики оценили отрасль столицы Урала в 73,5 балла.
«Здесь смогли не только сохранить одну из лучших в стране систем общественного транспорта, но и подготовить ее для перехода на новый уровень: готовится реформа маршрутной сети. Город делает ставку на трамвай, развивающийся вопреки общероссийскому тренду, – здесь самая протяженная трамвайная сеть (80,6 км). Выраженным недостатком можно назвать значимую неравномерность скоростей общественного транспорта в течение дня», − говорится в исследовании.
Наиболее «слабым» транспортное обслуживание оказалось в Астрахани (37,8 балла).