В январе-июне 2023 года спрос на автомобильные грузоперевозки по России вырос на 61%. Ставки по самым популярным направлениям в среднем повысились на 38% за год и на 10% за последние три месяца. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на биржу ATI.SU. В Челябинске спрос на грузовые автоперевозки по сравнению с 2022 годом увеличился на 15-18%. При этом стоимость поднялась на 20-30%, рассказали сайту Bfm74.ru в местном филиале транспортной компании «Байкал Сервис».
«Не секрет, что санкции нанесли серьезный удар по подвижному составу. Грузовики и прицепы, а также запасные части и расходные материалы сильно подорожали, а с ними выросли и эксплуатационные затраты. По причине этого перестроились и логистические цепочки доставки грузов, что стало причиной достаточно существенного роста тарифов, по некоторым направлениям более чем на 20-30%»,— сообщил руководитель филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» в Челябинске Сергей Крымских.
В компании также отмечают, что рынок грузоперевозок после падения во втором квартале 2022 года уже в конце прошлого года восстановился, а сейчас продолжает многолетний тренд роста. Логистические цепочки постепенно оптимизируются. Это позволяет обеспечить равномерность грузопотоков, а по некоторым направлениям снизить стоимость перевозок.
На рост стоимости услуг в условиях повышенного спроса влияет еще и кадровый дефицит. Он проявляется во всей стране, в Челябинской области в том числе. Отрасли не хватает как водителей, так и работников складов — грузчиков, водителей, приемосдатчиков.
«Если раньше причиной дефицита водителей была непопулярность профессии, то мобилизация также внесла свои коррективы на рынке труда, вылившись в еще большую нехватку водителей, так как именно они являются одними из самых востребованных специалистов во время призыва на военную службу. Результатом кадрового дефицита водителей и транспортных средств стало повышение стоимости услуг перевозчиков для их потребителей, причем значительное»,— поясняет Сергей Крымских.
Из Челябинска, по данным транспортной компании «Байкал Сервис», чаще всего заказывают перевозку запасных частей для сельхозтехники и грузового автотранспорта, металлоизделий, трубопроводной арматуры и шаровых кранов. Популярными направлениями являются Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург и Красноярск. Для маркетплейсов наиболее востребована перевозка автохимии и автокосметики. В Челябинскую область чаще всего везут грузы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Ярославля и Казани.
За последние два месяца снизились объемы грузоперевозок из Челябинска в Астрахань, Абакан и Кургана. Стабильный рост зафиксирован в направлении Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Красноярска и Екатеринбурга.
Перевозчики, опрошенные «Коммерсантом», говорят о спросе на отправки в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. Количество заявок на перевозки из европейских стран снизилось сразу на 60-80%, увеличившись из Китая (+85%), Беларуси (+106%) и Монголии (+139%).
Добавим, что по данным федерального издания на рост тарифов грузоперевозок влияет и проблема с машинами. Стоимость обслуживания европейских грузовиков существенно выросло. Китайские дорожают из-за нового утильсбора с 1 августа. Однако часть транспортных компаний использует российские грузовики КамАЗ и ГАЗ, что позволяет сдерживать увеличение стоимости перевозки грузов.