Во многих регионах, в том числе в Челябинской области, наблюдаются дефицит высокооктанового бензина и рост цен на дизель. Первыми об этом начали говорить аграрии. Сейчас идет уборочная кампания, и сельхозпроизводителям требуется большое количество дизтоплива. Изменение стоимости прочувствовали на себе и автовладельцы. Цены выросли примерно на 30%, сообщили радио «Business FM Челябинск».
Из-за нехватки топлива и роста цен, в том числе оптовых, закрываются частные заправки. Они не выдерживают конкуренции со станциями нефтяных компаний. У них есть возможность продавать топливо в розницу по ценам, намного ниже. Такая ситуация сложилась, к примеру, на юге Челябинской области.
«Очень трудно нам дается приобретение дизельного топлива и бензина. Каждый день звоним, отвечают „Нет, ожидайте“. Цена очень высокая. На сегодня между нашими автозаправочными станциями и крупными автозаправочными станциями монополистов разница составляет где-то 12 и более рублей в рознице. Отпускная оптовая цена для нас гораздо выше, чем розничная. Многие, конечно, закрылись на этот период. Поскольку у нас есть дополнительные направления работы, мы еще пока держимся. Запасы еще были. Конечно, происходит большой отток клиентов. Мы работаем с муниципальными школами, больницами по контрактам. Для них в первую очередь должны исполнить свои обязательства»,— рассказывает владелица частных заправок Галина Кириллова.
С 21 сентября в России действует ограничение на экспорт топлива. На бирже цены на бензин снизились в среднем на 20%, на дизель — на 18%. Как считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов, регионы почувствуют эффект не раньше, чем через месяц. Но существенным изменение стоимости не будет.
«Независимые компании приведут цены в соответствие с ценами нефтяных компаний в силу конкуренции. Если будет возможность, независимые сети сделают чуть дешевле. В таком ключе снижение цен в рознице будет. Но рассчитывать на повсеместное снижение розницы точно не надо. Мера направлена на стабилизацию ситуации в оптовом звене. Что касается перебоев с поставками, железнодорожная инфраструктура не справляется сейчас. Если раньше экспортные потоки шли в одном направлении, то сейчас идут в другом направлении, а магистраль не резиновая. Если раньше тонна топлива, купленная на бирже, приходила в регион за две недели, максимум, месяц, то сейчас за два месяца. Потребители к этому были не готовы»,— отмечает Павел Баженов.
Как считают эксперты, держать запрет на экспорт топлива долго не стоит. Это может привести к профициту нефтепродуктов на рынке. Как следствие, компании сократят добычу и производство. Это опять же приведет к росту цен. На федеральном уровне сейчас обсуждаются другие способы борьбы с ростом цен на топливо. К примеру, повышение пошлин на экспорт для перекупщиков и увеличение компенсаций производителям за продажу на внутреннем рынке.
Добавим, что Челябинское УФАС по поручению федерального антимонопольного ведомства проверит ценообразование на бензин и дизтопливо. Эксперты ведомства исследуют отпускные цены и стоимость для конечных потребителей.