В январе 2024 года вступили в силу новые правила в регулировании потребительского кредитования. Раньше при оформлении договора заемщик по факту не знал, сколько он выплатит в итоге, так как банки называли лишь сумму самого кредита и проценты по нему. Теперь же, как рассказал начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Чирков, кредитор обязан указывать стоимость всего, что собирается приобрести клиент, а на следующий день после заключения договора — направлять дополнительное уведомление. К тому же, в течение месяца, а не двух недель, как раньше, можно от услуг отказаться.
«Теперь в полную стоимость кредита включается не только та сумма, которую человек взял, вместе с процентами, но и допуслуги, которые вместе с кредитом предлагались. Это могут быть страхование, юридические и медицинские услуги, даже ветеринарные. Мы поделили дополнительные товары и услуги на два вида: те, которые с кредитом связаны, то есть являются обязательными, например страховка объекта недвижимости вместе с ипотекой, и те, которые на условия не влияют и берутся заодно. Мы их разделили в два разных заявления. Первое — о кредите с обязательными услугами, а необязательные услуги — во втором. Если человек захочет, может их выбрать и отказаться»,— поясняет Алексей Чирков.
Рассказал представитель Банка России и о планируемых поправках в услугу комплексного регулирования задолженности. Если есть несколько займов и появились проблемы с финансами, например при смене работы, клиент может обратиться в один из банков с документами о снижении дохода, и кредитор выдаст ему готовое решение по оплатам. Сейчас эта услуга для банков добровольная, однако в этом году ЦБ разрабатывает законопроект, где она станет обязательной.
«Смысл механизма в том, чтобы человеку не пришлось бегать по разным банкам, подтверждая снижение дохода, а прийти в один банк и получить комплексное решение по всем кредитам. Если приходите в банк, он общается с остальными, где есть кредиты, и на выходе — итоговое решение от банка, куда обратились. По итогам 2023 года более 5000 таких сделок, то есть механизм востребован. Но сейчас это добровольно, закон не обязывает банки и МФО это делать. При этом мера востребована. 8 ноября пошлого года президент дал поручение правительству совместно с ЦБ до 1 мая 2024 подготовить закон, в котором механизм станет обязательным. Работа ведется. Мы исходим из того, что будет предусматриваться право человека на комплексное регулирование и в сложных случаях, когда банк и человек не могут договориться, возможность привлечь финансового уполномоченного, независимого посредника, работающего в интересах людей, который подключится, если ситуация сложная и требует дополнительных нестандартных решений»,— отмечает Алексей Чирков.
Готовится и закон, который даст возможность клиенту запретить самому себе брать кредиты онлайн, а при необходимости — отменить это решение.