По итогам 2020 года рынок упаковки из полимерных материалов в Челябинской области вырос на 12%, по отдельным предприятиям рост производства составил 40% и более за год. Эксперты рынка убеждены, что обсуждаемый запрет на использование «дешевого» пластика в условиях бурного развития отрасли выглядит неуместно.
О невозможности отказаться от использования одноразового пластика до 2024 года сообщил на Восточном экономическом форуме руководитель Минпромторга РФ Денис Мантуров, поскольку отказ приведет к потере предприятиями выручки в размере 250 млрд рублей — это четверть объема рынка производства всех полимеров в России. Напомним, ранее Минприроды РФ представило перечень из 28 наиболее опасных и вредных для экологии наименований долго разлагаемого пластика, которые необходимо исключить из оборота до 2024 года.
На Южном Урале высокая концентрация производств, где применяются гранулированные полимеры в качестве сырья: в области производят из пластика не только одноразовую посуду, ПЭТ-бутыли, но и различные виды упаковки, пленки, поставки которой ведутся по всей России и даже за рубеж. Отрасль переживает динамичное развитие, поэтому о сокращении объемов производства речи не идет.
«В пластиковую упаковку фасуется курица, мясо — пищевая продукция, выделяющая жидкость в процессе хранения, поэтому использование бумажных аналогов — к примеру, картона — невозможно. Если ламинировать бумажную упаковку, значит, нужно использовать тот же полипропилен, что не подразумевает замены пластика. В настоящее время альтернативы пластиковой упаковке нет», — сообщил Bfm74.ru участник рынка на условии анонимности.
В последние годы на рынке появляется посуда из растительного биопластика — полимерных материалов, производимых из кукурузы, сахарного тростника и др. Но стоимость значительно разнится: ложка из полистирола стоит 70 копеек, а биоразлагаемая — 2–2,5 рубля. К тому же на многих производствах к растительным компонентам добавляют полипропилен.
«Биоматериалы — не альтернатива в данном случае, поскольку их объемы производства в стране ничтожно малы, также есть мнение, что в условиях дефицита продуктов питания в развивающихся странах использовать продукты питания в больших объемах для производства упаковки — это непозволительно», — говорит собеседник издания.
Отметим, массово использовать упаковку из одноразового пластика стали в постсоветское время: с развитием рыночной экономики продукция стала широко востребована в отрасли пищевого производства и торговли. Хорошая упаковка позволяет существенно увеличить срок годности продукции, потому что она обладает барьерными свойствами, позволяет сократить объем пищевых отходов. С развитием торговли одним из основных требований ритейла стало использование при размещении в торговых сетях качественной упаковки, поскольку грамотное фасовочное решение привлекает покупателей.
Сырье производители пластиковой упаковки и посуды закупают в компаниях «Сибур», «Роснефть», которые производят гранулированные полистирол и полипропилен. Ближайший поставщик сырья для южноуральского производства упаковки расположен в Уфе. Ценовой фактор на готовое изделие зависит от объемов производства, веса изделия, транспортных расходов на доставку.
«Мы используем для изготовления упаковки для пищевой продукции только полипропилен, в том числе из него на производственной площадке в Магнитогорске изготавливают упаковку для детского питания», — говорит руководитель отдела маркетинга «Алькор Центр» (поставщик пластиковой упаковки) Анна Семышева.
Обсуждать перспективы запрета на предприятии не видят смысла, поскольку решение о нем на государственном уровне не принято, не внесены соответствующие изменения в нормативные акты. В московском торговом представительстве компании пояснили, что в принципе компания не имеет отношения к так называемому «дешевому» пластику из полистирола.
По мнению экспертов рынка, в России не существует инфраструктуры для переработки продукции из полистирола и ПЭТ, одна из основных задач государства — создать и массово внедрить систему раздельного сбора мусора с целью дальнейшей переработки, тогда запрет не будет иметь смысла, а производители сохранят бизнес.