Более 90% компаний, в основном в сегменте малого и среднего бизнеса, оказались в зоне риска после вступления в силу закона о запрете использования иностранных мессенджеров для делового общения и информирования клиентов. С 1 июня организациям запрещено направлять уведомления о платежах, ссылки на оплату, электронные чеки, квитанции и договоры посредством WhatsApp*, Telegram, почтового сервиса Gmail и других зарубежных программ. На сегодняшний день эти требования соблюдает лишь 5% предприятий, сообщает радио «Business FM Челябинск».
«Представители малого бизнеса побежали регистрироваться в качестве операторов персональных данных. Минимальные условия выполнили. И все. Люди пока смотрят. Все ждут первых сигналов, инцидентов. А за трансграничную передачу персональных данных санкции от миллиона до пяти миллионов рублей, достаточно высокий штраф. Этот механизм сейчас работает по методу обработки обращений граждан. На вас кто-то настучит, к вам придут. Это все равно для бизнеса считается определенным фактором риска»,— комментирует ситуацию председатель Ассоциации IT-компаний Челябинской области Ярослав Голуб.
Альтернативой зарубежным приложениям стала отечественная разработка компании VK при поддержке Минцифры и «Ростеха». С момента запуска в марте 2025 года мессенджер MAX оказался в центре ожесточенных споров. Основная угроза государственного сервиса, по мнению критиков, кроется в тотальной слежке спецслужб.
Радио «Business FM Челябинск» спросило предпринимателей, готовы ли они к использованию нового мессенджера в работе. Челябинский завод электрооборудования постепенно переводит туда бизнес-процессы. Но из-за ограниченного функционала отечественной программы на старте доступны не все привычные инструменты: нельзя выкладывать сторис о предприятии, отправлять большие файлы.
«Мы пока пользуемся Telegram и WhatsApp*. Я выпустил распоряжение в конце августа в связи с тем, что вышел новый закон о защите персональных данных. Мы не отправляем никакие платежные документы, документы, удостоверяющие личность в этих иностранных мессенджерах. Персональные данные отправляются либо по электронной корпоративной почте, которая расположена на серверах Яндекса, либо через Max»,— рассказывает директор предприятия Алексей Камынин.
По мнению учредителя компании «ПСО-Проджект» Игоря Панасюка, базовый набор функций нового сервиса не препятствует работе бизнеса. Если пользователи хотят приватности, то ее давно не существует и в зарубежных мессенджерах.
«Мне хватает того, что есть. Видео, звук, сообщения. Но мы продолжаем большей частью пользоваться Telegram. WhatsApp* — достаточно мало. Со временем, наверное, полностью перейдем. Если появляется национальный мессенджер, то это нормальный вариант. А зачем буржуев кормить? Если подходить к вопросу, что народ хочет анонимности, не надо путать слова „свобода“ и „безнаказанность“»,— говорит бизнесмен.
По последним данным, аудитория первого российского мессенджера МАХ превысила 30 миллионов пользователей. С начала работы приложения заблокированы более 10 тысяч созданных мошенниками аккаунтов. С 1 сентября программа обязательна к предустановке на всех ввезенных в Россию смартфонах.
* — принадлежит компании Meta, чья деятельность в России признана экстремистской и запрещена.