В России разрабатывают закон о создании «российской полки» в онлайн-рознице. В поисковой выдаче первые 50 товаров будут отечественными, пишут «Известия». Закон разрабатывают в партии «Единая Россия» при поддержке Минпромторга РФ. Последняя редакция документа направлена на согласование в правительство страны. Отзывы на инициативу дали Минэкономразвития и ФАС.
Новые принципы поисковой выдаче в интернет-магазинах должны начать действовать с 1 марта 2024 года. Под определение российских товаров попадут изготовленные на территории РФ. Владельцами фабрик должны быть россияне или белорусы, а бренды товаров — принадлежать гражданам РФ. Все остальное будет считаться иностранной продукцией. Норма будет распространяться не только на онлайн-торговлю, но и обычные магазины. Там российских товаров должно быть не менее 50%.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в России есть мощные производства и сильные бренды — это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены. Однако отечественные предприятия слабо представлены в рознице, а на полках преобладает иностранная продукция.
«На сегодняшний день российские производители бытовой химии и косметики заявляют о двукратной недозагруженности своих производственных мощностей, при том что они выпускают продукцию мирового уровня, а их представленность в торговле не превышает 30%. Этот сегмент однозначно требует государственной поддержки. Здесь есть потенциал развития мощных национальных брендов и серьезный экспортный потенциал»,— сообщил «Известиям» замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов.
Авторы документа подчеркивают, что как только российские производители получат достаточно места на полках и приоритетную поисковую выдачу в онлайн-торговле, они начнут динамичнее развиваться. Повысится объем инвестиций в развитие мощностей, увеличится численность работников, появятся новые разработки. В результате себестоимость производства начнет снижаться, а качество товаров расти.
Ассоциация интернет-торговли (АКИТ) согласна с тем, что российские товары нужно продвигать. Однако в объединении считают, что маркетплейсы должны сами определят, как предлагать отечественную продукцию. Предложенный механизм, по мнению АКИТ, приведет к тому, что верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом. Кроме того, онлайн-магазинам придется нанять новых сотрудников для проверки документов о происхождении товара.
В Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены «Известиям» рассказали, что поддержать производителей можно с помощью конкретных преференций предприятиям. В Институте по развитию предпринимательства и экономики отметили, что и сейчас в магазинах много российской продукции. Там же подчеркнули, что для продвижения отечественных товаров нужно проводить активную маркетинговую кампанию.