Генпрокуратура поручила провести проверку о нарушении трудовых прав работников Wildberries. 14 марта несколько десятков владельцев пунктов выдачи заказов собрались у головного офиса компании и потребовали пересмотреть «кабальные условия сотрудничества, которые диктует маркетплейс». Они заявили, что 15 марта сотрудники намерены начать забастовку. Сообщалось, что пункты выдачи заказов закроют в Санкт-Петербурге, Барнауле, Екатеринбурге и Чите.
В пресс-службе Wildberries прокомментировали, что изменений в работе пунктов выдачи не будет. Заказы можно забирать без ограничений. Информацию о «забастовке» (представители маркетплейса пишут это слово в кавычках) назвали фейковой.
В Челябинске, как сообщили владельцы Bfm74.ru, все отделения сегодня, 15 марта, работают в штатном режиме. Однако у местных партнеров Wildberries есть серьезные претензии к маркетплейсу. Недавно в оферту был внесен пункт о штрафах за бракованный или подложный товар. Их должны оплачивать пункты выдачи заказов. Средства списываются принудительно, а доказательства, что продукция была украдена или испорчена не сотрудниками пунктов, Wildberries рассматривать отказывается. Раньше в счет штрафов из зарплаты могли удерживать до 25% за смену. Теперь работника могут лишить всего заработка за целый день.
Представитель протестной группы работников Wildberries на Урале рассказал корреспонденту Bfm74.ru, что в стране закрылись несколько пунктов выдачи заказов. Информации о забастовках в Челябинской области у него нет. При этом жалобы от сотрудников из нашего региона приходят.
«Работники жалуются на то, что практически невозможно оспорить штрафы и депремирования. Также эта система непрозрачна для сотрудников. Недавно Wildberries ввели 100% удержание выплат за смену. Это вызвало негодование со стороны работников. Снижение этого порога до 40% вчера не удовлетворила требования менеджеров ПВЗ», — рассказал собеседник.
Сотрудники пунктов выдачи заказов, которые участвуют в забастовке, требуют списать все долги работников по штрафам за бракованный и подмененный товар, вернуть порог удержаний до 25% от зарплаты за смену. Также активисты настаивают на том, чтобы Wildberries разработал инструмент по оспариванию штрафов.
Партнер Wildberries в Челябинске (открыл пять пунктов выдачи заказов в прошлом году) рассказал корреспонденту, что не собирается присоединяться к забастовке. Зарплату сотрудникам он платит исправно, расходы по штрафам берет на себя. При этом взыскания за брак и подмену товара считает несправедливыми. Чаще всего в этом виноваты продавцы или сотрудники склада, говорит предприниматель.
«Несправедливо, что штрафуют пункты выдачи заказов за брак или неверно отправленный товар. Это вина Wildberries, продавца, склада, доставки. Надо каждый случай рассматривать отдельно. Нас штрафуют, потому что мы конечная точка, якобы у нас могла произойти подмена товара. Но никто ведь предпринимателей не заставляет в этом вариться. Если веришь в справедливость, уходи из бизнеса», — рассказывает владелец ПВЗ на условиях анонимности.
Размеры штрафов для пунктов выдачи заказов зависят от стоимости товаров. Если товар возвращается продавцу или на склад с браком, удерживают 20%. Если зафиксирована подмена товара, вычитают 100%.
По словам партнера Wildberries в Челябинске, рентабельность у этого бизнеса невысокая. Одна точка приносит 15-20 тыс. рублей чистой прибыли в месяц. Если у предпринимателя много пунктов, это может быть выгодно. Наш собеседник также развивает пункты выдачи заказов Ozon (40 пунктов) и «Яндекс. Маркет» (7 пунктов). В последнее время Wildberries начал снижать процент отчислений от оборота.
«Процент снижается. Кто-то заходил под 5% от оборота, им снизили ставку до 3,5%, потом до 3,25%. Я заходил в прошлом году под 2,5%. Мне, наоборот, подняли до 3,25%. Поэтому я в целом доволен», — комментирует предприниматель.
Мы опросили продавцов Wildberries, чьи товары доставляют в пункты выдачи заказов. У них совершенно другой взгляд на проблему. Они считают, что штрафы ввели справедливо.
«Сотрудники пунктов не проверяют товар при отказе, в итоге сплошные подмены, испорченный товар и недокомплект. Еще и брак отправляют обратно на склад. Лень оформить заявку по браку, и этот товар „гуляет“ от одного покупателя к другому. Такой товар могут доставить любому, а мы потом получаем жалобы и негативные отзывы от покупателей», — поделился один из продавцов Wildberries.
В Челябинске, по данным сервиса 2Gis, работают 233 пункта выдачи заказов Wildberries. У Ozon открыто 259 пунктов, у «Яндекс. Маркета» — 136, у Lamoda — всего 12 (сингапурский холдинг Global Fashion Group, владеющий интернет-магазином, остановил все инвестиции в Lamoda из-за санкций).