В этом году темой выставки стало цифровое производство. Многие участники привезли в Екатеринбург роботов, программное обеспечение для них, а также материалы, обладающие небывалыми свойствами. Например, екатеринбургская компания «Церий» презентовала сплавы, которые сжимаются при нагреве и расширяются при охлаждении, что для металлов не свойственно. Порадовала своими разработками южноуральская компания «Андроидная техника». Она показала с виду не очень сложный механизм под названием «экзокисть-2». Он способствует реабилитации детей с диагнозом ДЦП, а также помогает восстановиться после инсульта.
«Это два механизма. Усаживается пациент, укладывает в эти экзокисти свои руки. Сначала пациент сжимает здоровую руку, энцефалограф считывает те импульсы, которые генерирует мозг для того, чтобы рука сжалась. Потом пациент пытается пошевелить той рукой, которая не подчиняется ему, и мозг также генерирует определенные импульсы, только потом включается механизм, который сжимает руку. У пациента появляется иллюзия того, что его поврежденная рука ему подчиняется. В этот момент включаются те области головного мозга, которые отвечают за воображение, то есть, пораженные участки не работают, но их функцию выполняют те участки мозга, которые отвечают за воображение. Есть подросток, 15 лет ему. Для развития моторики он вышивал, но вышивал просто стежками. Прошел 10 процедур, сейчас он вышивает картины», — рассказал руководитель отдела сбыта компании «Андроидная техника» Леонид Чумаров.
На выставке заметно не хватает визуализации. Нет танцев у стенда Китая или голограммы в виде ДНК, которая в прошлом году сияла синим светом в павильоне «Русской медной компании». Огорчают слабые презентации производителей. Например, компания «Монокристалл», год назад получившая награду ИННОПРОМа за искусственные сапфиры весом 300 килограммов, в этом выставила 400-килограммовый камень. Но его вид больше напоминает поплывшую стеклянную заготовку цилиндрической формы. Куда интереснее стенды Сбербанка, которые объединили разные разработки, в том числе не относящиеся к финансовому сектору. В частности, система «Смарт квартал», которая позволяет мониторить состояние окружающей среды и качество коммунальных услуг, а также работать с обращениями жителей.
«Если вы находитесь на остановке, то вы можете понять, как движется транспорт, можете выбрать себе маршрут из одной точки в другую с помощью интерактивной карты на остановке, понять, когда подойдет ваш автобус, понять интервал его движения, сколько вам ехать до следующей точки. Автобус определяет, сколько в нем пассажиров, остановка определяет, сколько на ней пассажиров. Это дает возможность городским службам транспортным правильно выстраивать логистику, управлять комфортом жителей и безопасностью. «Смарт квартал» реализован на семи домах в Москве, это микрорайон «Марьино», там это работает в пилотном режиме с прошлого года. Остановки там нет, остановка есть в Новосибирске, в Академгородке», — пояснила представитель лаборатории интернет-вещей Сбербанка Наталья.
В продолжение «умных кварталов» — которые уже есть в Москве, но до Челябинска, видимо, доберутся не скоро — на внешней экспозиции ИННОПРОМа представлен электротранспорт, который смело можно назвать также «умным». Глаз радуют электробусы «Белкоммунмаша» за 300 тысяч евро или трехсекционные трамваи екатеринбургской компании «Уралтрансмаш» стоимостью выше 30 миллионов рублей. Они оснащены не только уже привычными экранами с информацией, бегущими строками с последующими остановками, но и системой безопасности.
«Кабина водителя оснащена традиционно системами видеонаблюдения и навигации. Также впервые у нас в вагоне поставлена система контроля за водителем, чтобы он не отвлекался от дороги. Контроль осуществляется на такие отвлечения, как сигарета, телефон, отклонение вправо-влево головы длительное, закрытие глаз длительное. Звучит звуковой сигнал, пиктограмма на маленьком мониторчике в кабине водителей, и также это все уходит на сервер. Система «Говорящий город» в вагоне для людей с ограниченными возможностями. Она настраивается как для инвалидов по зрению, так и для инвалидов-колясочников. У человека в мобильном приложении установлено «Говорящий город», у водителя тут же информация, что садится инвалид», — прокомментировал замглавного конструктора компании Андрей Палфёров.
Такие трамваи охотно покупает Казань и другие города России, где переживают за экологию. Аналогичная ситуация с зарядными станциями для электромобилей, которые производит челябинская компания «Приводная техника». Аппараты по цене от 150 до 450 тысяч рублей могут заряжать авто за 15–20 минут. Покупает их в основном Москва. Между тем представители компании ждут, когда в Челябинске накопится критическая масса электромобилей, чтобы сдвинуть рынок в пользу региона. И в своем желании они не одиноки.