Сначала «Натали Турс» объявила об отмене чартеров в Европу и Турцию, позже клиенты начали сообщать, что их отказываются заселять в отели Италии, Греции и Испании — гостиницы не получили деньги от туроператора. Южноуральцам в чем-то повезло — чартеров «Натали Турс» из Челябинска в Испанию, Италию, Турцию и Грецию нет, в путевки входят перелеты регулярными рейсами. Соответственно, с переносом вылетов никто не столкнулся, а вот повторно оплатить отель некоторым туристам все же пришлось, говорит гендиректор туристической компании «Дан» Карина Бердичевская.
«Поскольку в туроператора собственных чартерных рейсов из нашего региона не было, то это единичные заявки. Они есть, но их не очень много. Так как это регулярные рейсы, оплата по ним есть в полном объеме. У людей 100 % билеты есть и они оплачены, а это две трети стоимости тура. С субботы мы связываемся с отелями по пакетным турам от „Натали Турс“. Какие-то отели оплачены и мы говорим, что все хорошо, а там где оплаты нет, мой совет, как бы это грустно и печально не было, еще раз оплатить отель. Потому что если есть отказ от поездки, то это как минимум испорченный отпуск, деньги за который в полном объеме вернуть не получится. Если тот же билет уже был выписан и оплачен, при отказе мы получаем только часть денег. В случае повторной оплаты отеля мы идем на то, чтобы клиент сам непосредственно оплатил в отеле, но при этом обязательно нужно брать все подтверждающие документы и сразу же по возвращению подавать на возврат. Отели в Италии и Испании недорогие, сумма расходов получается не многим более 200 евро», — говорит Бердичевская.
Турагентства, опрошенные Business FM, признаются, что с «Натали Турс» по Европейским направлениям работали с осторожностью — уже месяц ходили слухи о долгах компании. Так что пострадавших немного. Между тем проблемы с ликвидностью у крупных туроператоров в разгар сезона — не редкость. В этом году сложности начались раньше обычного из-за мундиаля в России, говорит директор компании «Вита Трэвел» Алексей Ципордей:
«Во-первых, нас пока это не коснулось, слава Богу, а может быть просто повезло. А во-вторых, подобные проблемы обычно начинаются у крупных компаний в августе и заканчиваются в сентябре, туроператоры ощущают нехватку ликвидности. На апрель-май-июнь- июль хватает, а потом денежных поток от клиентов заканчивается. Обычно такие убытки крупные игроки закрывают в течение сезона. Но в этом году все как-то пораньше началось, вполне возможно, что это из-за чемпионата мира. Особенно это ощутили те же DSBW, „Натали турс“, которые ориентируются не на массовые направления», — говорит Ципордей.
По данным издания «Коммерсантъ», долги «Натали Турс» перед контрагентами составляют около 63 миллионов рублей. Ответственность туроператора застрахована в компании «Ингосстрах» на 50 миллионов рублей, также у туристов есть возможность получить деньги из компенсационного фонда «Турпомощь».