В октябре в России вступает в силу ряд правил и законов, которые повлияют на работу бизнеса. Вводятся новые категории товаров для обязательной маркировки, меняется порядок работы с единым налоговым счетом, начинают работать новые штрафы для работодателей. Если на вашем сайте есть таргетированная реклама, вы теперь обязаны уведомить пользователей, что за ними следят. А еще подорожает фастфуд и ипотека станет менее доступной.
Новая маркировка
С 1 октября в России вводят обязательную маркировку нескольких групп товаров:
- пива в пластиковой и стеклянной упаковке;
- антисептиков;
- кресел-колясок;
- БАДов;
- некоторых медицинских изделий.
Импортеры и производители будут обязаны передавать сведения об этих товарах в систему маркировки «Честный знак». На упаковку нужно будет наклеивать этикетки с кодом Data Matrix с информацией об изделии.
Безрецептурные биологически активные добавки (БАДы) и медицинские изделия, введенные в оборот до 1 октября 2021 года, могут продаваться без обязательной маркировки до окончания срока их годности. Однако, остатки антисептиков без маркировки можно реализовывать до 30 сентября 2024 года. Продажу кресел-колясок без маркировки разрешено осуществлять до 31 августа 2024 года.
За нарушение правил маркировки товаров предусмотрены штрафы: для физических лиц — до 4 000 рублей, для должностных — до 10 000 рублей, для юридических — до 300 000 рублей. В случае нарушения закона товар без маркировки может быть конфискован.
Новые правила работы с ЕНС
С октября 2023 года начинают действовать обновленные правила работы с Единым Налоговым Счетом (ЕНС) в России. Основные изменения касаются порядка уплаты налогов и страховых взносов.
Уведомление по НДФЛ можно будет подавать дважды в месяц вместо одного раза. Первое уведомление подается до 12 числа месяца. В нем нужно указывать информацию о налоге, удержанном за период с 23 числа предыдущего месяца по 9 число текущего месяца.
Второе уведомление подается до 25 числа. В нем необходимо указывать налог за период с 23 числа прошлого месяца до 22 числа текущего месяца. Налоговая будет списывать средства с ЕНС на основе этих уведомлений.
Страховые взносы будут списываться с ЕНС не в момент наступления срока уплаты, а в день предоставления отчетности или на следующий рабочий день.
Бизнес больше не сможет использовать свою переплату по налогам для погашения чужих налогов.
Ужесточение правил выдачи ипотеки
С 1 октября Центральный банк России вводит новые правила для ипотечных кредитов. Теперь, если банк решает предоставить ипотеку с первоначальным взносом менее 10%, его резервы должны быть увеличены на 900% по сравнению с суммой кредита, вместо прежних 150%. Для первоначального взноса в размере от 10% до 15% резервы увеличиваются на 250-600%.
Это изменение в политике ЦБ РФ должно привести к тому, что банки будут выдавать меньше ипотек с низкими первоначальными взносами. По мнению Центрального банка, это поможет предотвратить появление «ипотечного пузыря» на рынке недвижимости, что в долгосрочной перспективе может способствовать снижению цен на жилье из-за уменьшения спроса.
Кроме того, в октябре 2022 года снижается вероятность получения кредитов для заемщиков с долговым бременем, превышающим 50% их ежемесячного дохода.
Новые штрафы для работодателей
В октябре вступают в силу новые штрафы для работодателей. Наказание предусмотрено за нарушение правил воинского учета в компании.
Работодатель обязан направлять в военкоматы сведения о трудоустройстве и увольнении военнообязанных сотрудников. О кадровых изменениях нужно сообщить в течение пяти дней.
Раньше за нарушение правил воинского учета полагался штраф до 5 тыс. рублей. С октября сумма будет от 40 до 50 тыс. рублей.
Также работодатель обязан сообщить сотруднику о том, что его вызывают по повестке в военкомат, если уведомление пришло на работу. Раньше штраф был 1-3 тыс. рублей. С октября сумма взыскания составить 175-200 тыс. рублей.
Для граждан с октября увеличат штрафы за неявку по повестке без уважительной причины в военкомат и за уклонение от военной службы. За неявку по повестке штраф составит от 10 до 30 тыс. рублей.
Ужесточение требований к таргетированной рекламе
В октябре вступает в силу закон, регулирующий применение рекомендательных технологий на интернет-ресурсах. Это алгоритмы, которые собирают информацию о поведении интернет-пользователей. Анализируя их предпочтения, посещаемые веб-страницы, а также предпочитаемые товары и услуги, эти алгоритмы предоставляют пользователям рекламу, соответствующую их потребностям.
Теперь владельцам интернет-ресурсов, маркетплейсов и социальных сетей, использующих рекомендательные технологии для показа рекламы, необходимо следовать дополнительным правилам:
1. Не использовать рекомендательные технологии, которые могут нарушать права пользователей.
2. Уведомлять посетителей ресурсов о применении этих алгоритмов. Подробности о способе информирования Роскомнадзор скоро опубликует.
3. Публиковать правила использования рекомендательных алгоритмов на ресурсе обязательно на русском языке.
4. Нужно разместить на веб-сайте контактный адрес электронной почты для связи, а также указать имя владельца.
В противном случае компанию оштрафуют, а ее интернет-ресурс может быть заблокирован.
Новый налог на гамбургеры
С 1 октября 2023 года ставка налога на продажу сэндвичей, гамбургеров и чизбургеров в России увеличивается с 10% до 20%. Такое решение было принято Федеральной налоговой службой. До этого некоторые сети фастфуда применяли более низкую ставку. Из-за отсутствия отдельной категории для этих продуктов в налоговом кодексе, продавцы причисляли их к хлебобулочным изделиям кратковременного хранения и облагали налогом в 10%.
Ожидается, что повышение ставки налога приведет к увеличению стоимости фастфуда, особенно бургеров, цены на которые уже выросли на 10% за последние полгода, согласно данным «ЧекИндекс».