Русский балет – это не просто вид искусства, это русский бренд, как Пушкин, водка и матрёшки. Все граждане нашей страны получили балетную прививку в августе 91-го. В то время как к Белому дому двигались танки и БТР – по всем телеканалам во всех телевизорах страны двигался Белый лебедь

Сегодня два героя того времени, хоть и разных эпох, снова сосуществуют вместе – в Свердловской области их именами названы и им посвящены музейные комплексы – Ельцин Центр в Екатеринбурге и Дом-музей Чайковского в Алапаевске.

В музей Петра Ильича мы ехали целенаправленно, и он не то чтобы оправдал, а превзошел все мои ожидания. В Ельцин Центр нам было просто по пути, и ожиданий не было, а послевкусие все равно осталось.




Итак, Алапаевск. Как отмечают биографы Петра Ильича, в Алапаевске прошли лучшие дни детства композитора – настолько они были беззаботны! В этот город на Урале семья Чайковских попала по долгу службы отца – он управлял местным железоделательным заводом. Дом, в котором жило семейство, был просторным и красивым – именно в нем сейчас и находится музей.




Не памятная доска, наспех прикрученная к зданию, а музей. Тот случай, когда гений столкнулся с гением. Идея создания, а также ее воплощение в жизнь принадлежали Вере Борисовне Городилиной.




Ее миниатюры интерьеров дома и музыкальных инструментов настолько близки к реальным, что когда просматриваешь фото, сразу и не поймешь – с натуры ты фотографировал или нет.




А дальше как по волшебству маленькие комнатки становятся большими, и ты уже шагаешь в кабинет генерал-майора Ильи Петровича Чайковского. Вот так бывало, и маленький Петруша подбегал к отцовскому столу с желанием поиграть.




По всему дому – выдержки из писем композитора семье, друзьям. Вот это – будущей жене. Что удивило меня, так это цитата Цезаря, приводимая Петром Ильичом: «Лучше в деревне быть первым, чем в Риме последним». Я думала, он других взглядов.




В музее очень много инструментов необычных и (что еще важнее) в рабочем состоянии! На них играют и их слушают. Вот это мы у механического органа.




Говоря о необычных инструментах, я не имею в виду дизайн, говорю о действительно эксклюзивных вещах. Например, на этом фото нам играют на польском козобасе. И здесь таких необычайностей сотни – струнных, клавишных, духовых и смешанных!




Но жемчужиной коллекции остается рояль маэстро, за которым Петр Ильич писал свои первые произведения. Благодаря талантливым экскурсоводам его звучание можно услышать и по сей день.




А теперь в Екатеринбург! Снова здание с памятником и снова музей. Свердловская область славит своего земляка – первый президент Российской Федерации Борис Ельцин родился здесь, когда она еще именовалась Уральской.




Как простой парень из народа проделал этот путь на политвершину, и что это было вообще - ряд удачных ходов или череда чьих-то ошибок, или просто рок?




Создатели музея решили ответить на этот вопрос, на мой взгляд, слишком смело и разделили залы на Дни создания новой страны. Всего дней было семь. Ничего не напоминает?

На фото выше – зал «Мы ждём перемен!»




А это уже зал августовского путча. Здесь ты заходишь в типичную советскую квартиру, садишься на диван и начинаешь смотреть балет (то самое «Лебединое озеро»), как вдруг звонок встревоженной соседки: «Ты тоже думаешь, что с Горбачевым что-то случилось?!»




А это изнанка балета – беспорядки у Белого дома.




А непопулярные меры помните? Пустые прилавки и берёзовый сок?




Так или иначе, но в августе 2016 будет 25 лет, как большая страна советов перестала существовать, и возникло новое государство с рыночными и прочими отношениями – Россия.




Ельцин Центр – прекрасный образец современного музея, где всё интерактивно – тут можно и послушать, и посмотреть, и потрогать, и даже послание Президента записать (как на фото ниже). Но справедливости ради стоит отметить, что как-то уж очень однобоко показана история нашей страны. Сталин здесь изображен исключительно как тиран (и ему даже места в ряду всех правителей государства не нашлось), а Ельцин исключительно как герой. Перегибы на местах, понимаешь…




P.S.: А ведь и не так страшен был балет Чайковского – то была не лебединая песнь, а красивая история со счастливым концом.