Высокоскоростная железнодорожная магистраль между Челябинском и Екатеринбургом готова к началу проектирования. Об этом сообщил генеральный директор хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» Сергей Бревнов во время выездной сессии Петербургского международного экономического форума.
Бревнов также уточнил, что переговоры ХП и Минтранса России по условиям концессионного соглашения завершатся до 31 января 2019 года. При этом большинство положений уже согласовано.
Ранее завершилась разработка обоснования инвестиций, юридической и финансовой документации. Было получено положительное заключение технологического и ценового аудита. Кроме того, проект включен в Схему территориального планирования в области федерального транспорта и в Транспортную стратегию России до 2030 года. Сформирован консорциум партнеров, готовых принять участие в реализации проекта. При этом присоединиться к ХП еще можно.
После одобрения Минтрансом условий концессионного соглашения и его подписания начнется этап проектирования ВСМ. Завершить работу планируется в 2020 году. Тогда же должно быть получено положительное заключение госэкспертизы. В 2021-ом начнется строительство магистрали. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2025 год (ранее назывался 2023-ий).
Общий объем затрат на создание ВСМ составит 350 млрд рублей. Из них 50−65% — капитальный грант федерального правительства, 10% — средства акционеров, 20−35% — заемные средства.
«Проект отличается тем, что мы, регионы, максимально заинтересованы в нем и можем финансировать его за счет тех эффектов, которые прогнозируются. Речь идет о том, что если федеральный бюджет выделит капитальный грант на строительство, не буду называть цифры, но порядка половины, а остальной объем финансирования привлечет специальная проектная компания, то Челябинская и Свердловская области за счет получаемых дополнительных доходов бюджета смогут финансировать проект на эксплуатационной стадии. Это, можно сказать, партнерский проект федерального и регионального бюджетов, российских и зарубежных инвесторов и финансирующих организаций», — заявил Борис Дубровский в интервью изданию «Эксперт Урал».
Финансовым партнером недавно стал Евразийский банк развития. По словам губернатора, кредитная организация может участвовать в складочном или акционерном капитале на предпроектной стадии и после подписания концессионного соглашения. Кроме того, стороны договорились «о предоставлении банковских гарантий для обеспечения обязательств по концессионному соглашению, заемного финансирования проектной компании, а также организации привлечения финансирования других банков». В ближайшее время планируется завершить переговоры о предоставлении финансирования на проектирование магистрали.
Вместе с утверждением условий концессии проект ВСМ должны включить в Комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры. Сергей Бревнов уточнил, что уже получена одобрительная резолюция премьер-министра Дмитрия Медведева. Сделано это было после обращения губернаторов Челябинской и Свердловской областей.
Глава Южного Урала уже много раз заявлял, что создание ВСМ приведет к объединению двух мегаполисов в третью по величине агломерацию в России после московской и петербургской. Это событие Борис Дубровский назвал «настоящим прорывом для всего Урала». Скоростная магистраль позволит значительно сократить время в пути, что приведет к подъему деловой активности, объединению рынков труда, повышению конкуренции за специалистов, росту производительности труда и заработной платы, улучшению качества жизни. По оценке Центра экономики инфраструктуры, совокупный прирост ВВП составит примерно 2,2 трлн рублей за период строительства и первые 10 лет эксплуатации. На основе изучения спроса, пассажиропоток будет составлять 2,8 млн человек в год.
Существенный толчок для развития получат и прилегающие к ВСМ территории. В проекте предусмотрено 6 станций, 4 из которых — для высокоскоростных поездов: Екатеринбург, Челябинск, аэропорты Кольцово и Баландино, еще 2 — для ускоренных региональных поездов: Сысерть и Снежинск. Территорию между станцией Снежинск-УВСМ и самим городом можно застроить коммерческой и жилой недвижимостью, создать рекреационные зоны. В таком случае, по словам южноуральского губернатора, фактически появится новый населенный пункт, который благодаря удачному расположению станет точкой роста и центром притяжения жителей как самого Снежинска, так и соседних Каслей и Озерска.