Сейчас крупные компании чаще всего не готовы развивать промышленный туризм. Однако есть исключения. Например, ММК, где экскурсии проходят регулярно. Или «Магнезит», где для туристов сделали современный музей. Время от время об экскурсиях удается договориться с ЧТПЗ и «Чурилово». Главная цель — поставить все на поток, чтобы каждое предприятие региона стремилось себя показать.
«Опыт европейских стран показывает, что это и достаточно прибыльно. Я уже рассказывал, что мы были с официальной делегацией в Европе и посещали фабрику по производству шоколада, где собственник только на экскурсиях в год порядка 4 миллионов евро зарабатывает, но там, конечно, все это организовано, сделано, все производство за стеклом. На всем протяжении вы можете пробовать шоколад. Мы стремимся, чтобы в Челябинской области были такие объекты. На сегодняшний день мы ведем переговоры с Союзом промышленников и предпринимателей, чтобы все-таки каким-то образом мотивировать наших производственников организовать такие экскурсии», — говорит директор областного центра развития туризма Дмитрий Столбов.
Полтора года назад был учрежден совет по развитию промышленного туризма в России. Туда вошли представители различных министерств и ведомств. Подключились региональные и даже муниципальные власти, в том числе из Челябинской области. Специалисты уверены, что у промышленного туризма большой потенциал. Особенно на Урале. Вместе с тем, большая часть предприятий пока не видит ощутимой экономической пользы от экскурсий. Поменять эту точку зрения способны несколько факторов.
«Взаимодействие турсектора с предприятиями, с самими объектами. Разработка единой промышленной туристской карты, специального продукта в виде какого-либо сайта, где были бы обозначены маршруты, систематизированы туры, и ими можно было бы пользоваться. Политика открытости — если мы говорим о крупных предприятиях. И, наверное, самое важное — это более четко обозначенный государством вектор на развитие промтуризма. Длительный процесс — не стоит ждать, что этот моментально вырастет в какую-то систему. Тем не менее, по нашим оценкам, потенциал его где-то до 7% присутствует от общего всего туризма», — отмечает руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев.
Среди тех, кто уже многие годы практикует промышленный туризм — златоустовская компания «АиР». Она представляет гостям полный цикл производства холодного оружия. Число туристов ежегодно увеличивается на 20%. Правда, почти половина — это школьники. Таким образом, пока промтуризм — это скорее про пиар, а не прибыль.
«Каждый месяц колеблется, грубо говоря, от 200 до 500-600 туристов. Во-первых, в праздничные дни, каникулярные, туристов больше, летом туристов больше. Есть скачки. Конечно, это очень маленькая толика клиентов. Тысячи клиентов не смогут к нам приехать, но все равно это и молва, и информация распространяется. Какой-то дополнительный плюс существует. Это доход несоизмеримый с нашим основным доходом. Это однозначно. Я всегда говорю — это хобби, которое помогает нашему производству», — говорит замдиректора компании «АиР» Владимир Герасимов.
В настоящий момент, по данным Федерального агентства по туризму, доля промышленного туризма составляет всего 3% от общего объема отрасли. В ближайшие годы, по оценкам экспертов, эта цифра может удвоиться.