В Челябинской области вырос спрос на сервисы беспроцентной рассрочки, позволяющей приобрести нужный товар сейчас, а заплатить — потом. Как правило, равными частями и через равные промежутки времени, без переплаты за проценты банку. Сайт Bfm74.ru выяснил, с какими рисками можно столкнуться при оформлении рассрочки и на что обратить внимание, подписывая договор.
Разбить платеж
На популярные и дорогие товары в 90% случаев магазин предложит оформить рассрочку, чтобы покупатель не откладывал покупку на потом. Сегодня существует большое количество сервисов, при этом каждый из них может сотрудничать с конкретными брендами и торговыми площадками.
К примеру, сервис «Долями» (Тинькофф) указывает в числе бизнес-партнеров сеть магазинов «Золотое Яблоко», «Детский Мир», Sunlight, Rendez-Vous. Сервис «Подели» (Альфабанк) предлагает приобрести в рассрочку товары в сети «Детский мир», «Рив Гош», Sunlight. Со «Сплитом» (Яндекс) оплату покупки можно делить на 4 или 6 частей в самых разных торговых точках. А сервис «Плайт» позволяет разделить цену на 6 частей в любом магазине с картой любого банка.
«Нужно понимать, что в отличие от банковского кредита, рассрочка — это маркетинговый инструмент, целью которого является быстрая продажа товара. Если за наличные средства покупатель не может приобрести товар и нет желания платить проценты банку за оформление в кредит, то единственный вариант — рассрочка. Массово приобретают товары сейчас именно в рассрочку. Механизм простой — платить нужно не всю сумму сразу, а частями. Однако есть свои „подводные камни“ и здесь. Как правило, с момента приобретения товара его стоимость за время действия рассрочки падает на 5-10%, а то и больше. Поэтому продавцы не на все виды товаров вводят рассрочку, а только на те, что могут существенно потерять в цене, спустя полгода или год», — говорит заведующий лабораторией экономических исследований экономического факультета ЧелГУ Илья Данилов.
Для ритейлеров выгода от применения рассрочки очевидна: за счет быстрой продажи продавцам удается существенно сэкономить на логистике, оплате складских услуг, увеличить объем оборотных средств. Разработка собственной программы рассрочки позволяет сократить расходы на банковское обслуживание.
«Часть ритейлеров работают под своими банковскими брендами, за счет чего они еще больше повышают рентабельность товаров. В этой ситуации компании деньги ссуживают сами себе, от чего экономия становится еще больше, чем при сотрудничестве с банками. По такой схеме работают крупные маркетплейсы», — уточнил Илья Данилов.
Дьявол в деталях
Если не промониторить предварительно стоимость товара на разных торговых площадках, то можно столкнуться с тем, что в рассрочку придется купить более дорогой товар. К примеру, в его стоимость уже будет заложена комиссия банку, которую выплачивает магазин за обслуживание. Как правило, это 5-7% стоимости товара.
«Анализировать стоит не только цену товара, но и бонусные программы, поскольку сегодня некоторые ритейлеры готовы вернуть 25% стоимости товара бонусами на следующую покупку. На крупных федеральных торговых площадках такие программы работают без сбоев. У местных продавцов не всегда бонусы активны, случаются сбои, иногда они просто сгорают», — пояснил эксперт.
По словам Ильи Данилова, при подписании договора о рассрочке покупателю необходимо изучить «мелкий шрифт», обратив внимание на необходимость оформления страховки, подписки на дополнительные сервисы, оформление платного пользовательского соглашения.
К увеличению доли числа рассрочек приведет введение оплаты частями при покупке товаров у физлиц. С 25 января услуги рассрочки стали доступны для частных продавцов на портале «Авито». Опция действует на покупку товаров стоимостью до 50 тысяч рублей. При этом первичного взноса по кредиту не требуется, первый платеж состоится только через месяц после получения товара. Срок погашения кредита составит 4 месяца с даты получения товара.
«Возможность совершить сделку с частным лицом, используя кредитные средства, является новой для рынка и позволит нашим покупателям сразу приобрести желаемый товар с отложенным первым платежом, не опасаясь, что его купит кто-то другой. При этом продавцы получат средства независимо от того, как была совершена сделка: с заемными средствами или нет. Мы начинаем масштабирование продукта на товары частных продавцов и планируем в дальнейшем осуществить покрытие всех товаров, в том числе, и продаваемых юридическими лицами», — рассказывает руководитель финтех-продуктов «Авито» Александр Капустин.По сути, это первый пример масштабного потребительского C2C кредитования в России. Эксперты уверены, что рынок растущий. В 2024 году покупатели смогут воспользоваться новыми сервисами по оформлению рассрочки.