По версии агентства Cushman & Wakefield Челябинская область вошла в топ-20 российских регионов, привлекательных для ведения гостиничного бизнеса. Однако по итогам 2021 года регион занял 17 позицию (15 место в 2020 году). По темпам развития гостиничного бизнеса и его привлекательности для частных инвесторов Челябинская область в этот раз уступила позиции Самарской области и Республике Башкортостан, в которых в 2021 году были заявлены и открыты новые объекты инфраструктуры. Уровень интереса российских и международных гостиничных операторов к Челябинской области аналитики Cushman & Wakefield оценили в 6,2 (по шкале от 0 до 10).
Лидером общероссийского рейтинга по итогам 2021 года стал Санкт-Петербург, обогнав Москву, которая занимала первую строчку в 2020 году. В первую «пятерку» также вошли Сочи, Казань и Ростов-на-Дону.
«Этот факт вызывает интерес, так как Москва, в силу более сбалансированного сочетания делового и туристского спроса, по-прежнему остается более предсказуемым и динамичным рынком, который показывает лучшие результаты восстановления бизнеса в кризисные времена. Однако по этой же причине гостиничный рынок Москвы гораздо более „затоварен“ и конкурентен, тогда как рынку Петербурга все еще есть, куда расти», — считает представитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Усенко.
Сравнивая эти два рынка, эксперт отмечает, что если в Москве среди заявленных и строящихся проектов порядка 45% номеров представлены в объектах Luxury и Upper-Upscale, то в Санкт-Петербурге новое предложение гораздо более демократичное: доля номеров в проектах высокой ценовой категории не превышает 1%.
Наибольший прогресс в развитии гостиничного бизнеса за год продемонстрировал Краснодарский край, который преодолел сразу три позиции по итогам 2021 года. По мнению аналитиков Cushman & Wakefield, сыграла роль активно развивающаяся экономика города и края, которая вывела валовой городской продукт Краснодарского края в первую десятку по стране, а также удобная транспортная логистика для перемещения автотуристов и доставки товаров, курсирующих между северо-западом и югом страны.
Гостиничные операторы также проанализировали текущее состояние своих проектов: 67% опрошенных назвали проблемы с финансированием как ключевую причину отмены проектов, 40% респондентов заявили, что из-за COVID-19 ввод отелей может быть отложен на срок минимум полгода, 43% операторов включают в договоры ESG-принципы (социальной и экологической ответственности).
«Сложно согласится с тем, что Челябинская область показала такое снижение в общероссийском рейтинге, поскольку за последние два года мы видим открытие крупных гостиничных комплексов в Челябинске — известной международной сети „Холидей Инн“ и „Ибис Стайлс“. Мы видим, что инвесторы видят целесообразность открытия новых гостиниц, рынок растущий», — говорит председатель комитета по туризму челябинского регионального отделения Опоры России, директор отеля «Царский двор» Юрий Звонков.
По его словам, фонд челябинских гостиниц в 2021 году в совокупности достиг 2,5 тыс. номеров, это для города-миллионника высокий показатель. Для сравнения: в Перми в два раза меньше гостиничных номеров, при этом в два раза выше средний чек на гостиничные услуги.
«После того, как пандемия пойдет на спад, мы ожидаем всплеск деловой активности в регионе, надеемся, что восстановление бизнеса до „докризисного“ уровня произойдет к 2024 году. В большинстве гостиниц области средняя цена номера не менялась с 2019 года при существенном снижении загрузки, в связи с чем, издержки отельеров выросли на 20%. Поскольку стоимость номеров диктует рынок, одномоментно увеличить цену невозможно», — говорит он.
Большая часть представителей гостиничного бизнеса Москвы считает, что отрасль сможет восстановиться после пандемии уже к 2023 году (73% опрошенных). 18% ждут улучшения к 2024 году, остальные видят положительные тенденции уже в 2022 году.
Что касается ключевых региональных рынков, то здесь никто из операторов не прогнозирует оздоровления ситуации в 2022 году. При этом 73% все же ожидают, что стоимость номеров восстановится уже в 2023 году, а 27% — в 2024 году.