От 15 до 32 рублей за километр пути. Представители таксопарков подтвердили, что в Челябинской области наблюдается общероссийская тенденция — стоимость поездок с начала 2023 года выросла. У одних на 25%, у других — вдвое. Причин несколько — от повышения цен на автомобили до нехватки водителей. В сентябре, как предполагают представители отрасли, стоимость вновь изменится — и не в лучшую для пассажиров сторону. О прогнозах и происходящем на рынке перевозок — в материале радио «Business FM Челябинск».
Одну из самых низких расценок приводит такси «Максим» — 15 рублей за километр поездки по Челябинску. Компания принимает заказы через собственный агрегатор, не через «Яндекс». Как рассказал руководитель пресс-службы такси «Максим» Павел Стенников, цены начали расти еще зимой, и пока средний чек держится в пределах 300 рублей.
«С начала года поездки на такси в Челябинске стали дороже. Увеличение было в пределах 24%. Средний чек на такси в Челябинске в июле составил 298 рублей. В начале августа было чуть меньше — 292 рубля. Но нужно иметь ввиду, что в такси динамическое ценообразование. Стоимость поездки рассчитывается автоматически с учетом спроса на такси в каждом районе города, числа активных водителей там, погодных и дорожных условий, которые влияют на себестоимость оказания услуг»,— поясняет Павел Стенников.
По такому же принципу работают и те, кто берет заказы из «Яндекса». Это, к примеру, такси «Класс» и «Молния». Компании отказались от собственных диспетчеров в пользу популярного агрегатора. Средняя стоимость каждого километра поездки на такси этих компаний тоже выросла с начала года. Сейчас она достигла 32 рублей. На это повлиял ряд факторов: рост цен на запчасти, топливо и автомобили, сокращение количества водителей. Уходят в основном те, кто подрабатывал по утрам и вечерам на своей машине. Как объясняет директор «Молнии» Евгений Домашов, таксистов пугает, что в сентябре вступит в силу новый закон. Документ обязывает всех водителей становиться самозанятыми либо ИП, оформлять более дорогостоящие полисы ОСАГО для перевозчиков и ежедневно проходить предрейсовые осмотры.
«Таксопарки закрываются, водители уходят. Перепрофилируются в другую профессию. Потому что понимают, что не будут делать это самозанятым, ИП открывать, проходить всякие осмотры, как требует закон. Половина уже ушла. Почему сейчас цена такая? Водителей нет на линии. Их меньше, чем должно быть. Год назад было на порядок больше. Народ не может привыкнуть, и мы сами, что цены везде растут. Дорожает все на десятки и на 100%. На запчастях это особенно видно. Обслуживание автомобиля в среднем стоило год назад 5000 рублей в месяц, сейчас — 12000. Это самая большая статья расходов. Цены не можем поднять резко. Возили вас за 200 рублей, теперь должны возить, условно, за 500 рублей. Потихоньку поднимаем, поднимаем...»,— рассказывает Евгений Домашов.
В сентябре цены, скорее всего, вырастут существенно. Компании дают разные прогнозы — от 30% до 100%. Самого серьезного изменения ждет директор такси «Класс» Дмитрий Сковородин.
«Думаю, в два раза цены увеличатся. От 30% до 50% уменьшится количество машин. Потому что введены штрафные санкции для агрегатора, который предоставляет заказы водителям. Если у водителя нет разрешения, административный штраф накладывается и на него, и на агрегатор. Часть водителей будет получать разрешения, открывать ИП, становиться самозанятым. Отсюда и ценовой сегмент будет меняться в сторону уменьшения цены проезда. Пока какой-то пик будет. Еще не стоит забывать, что сезонность — сентябрь, октябрь. Погодные условия, количество пассажиров увеличится, студенты приедут»,— комментирует Дмитрий Сковородин.
По мнению представителей отрасли, цены в дальнейшем могут снизиться, если власти пойдут на послабления. К примеру, по сроку действия полисов ОСАГО для перевозчиков. Полноценная страховка обходится примерно в 47000 рублей. Тем, кто таксует в свободное от основной работы время, покупать ее невыгодно.
«Сейчас пытаются решить этот вопрос с введением краткосрочных договоров ОСАГО — от 1 дня на несколько месяцев. Но мы пока не знаем параметров, цены. Если это будет по-прежнему невыгодно, если расходы на ОСАГО будут превышать или сравняются с доходом водителя от деятельности такси, разумеется, это будет невыгодно, и это ОСАГО снова не будет работать. Проблем много в новом законе, которые не решены»,— отмечает руководитель пресс-службы такси «Максим» Павел Стенников.
Еще одна проблема — нехватка пунктов медосмотра для водителей. По данным Павла Стенникова, в Челябинске проверить здоровье перед рейсом можно всего в нескольких клиниках и только в определенное время. Каждый пункт сможет принять около 50 самозанятых таксистов. Остальным же придется искать другую подработку.