По данным Ассоциации малоформатной торговли, в приграничных к Казахстану регионах традиционно высока доля контрафактной табачной продукции: в УрФО, согласно исследованиям компании «Кантар», она составляет 12,1%, в Челябинской области — 17,2%.
«Проведенные исследования показали почти трехкратный рост поставок нелегальных сигарет из Казахстана во втором квартале 2021 г. на российский рынок, доля которых составила более 9% от общего объема нелегального рынка сигарет», — говорит президент Ассоциации малоформатной торговли Владелен Максимов.
По его словам, в последние годы со стороны государства предприняты серьезные меры по усилению борьбы с нелегальным табачным рынком: запрещена реализация сигарет без цифровой маркировки в системе «Честный знак», введена Единая минимальная цена (ЕМЦ) на табачную продукцию, ниже которой производителям и импортерам запрещено устанавливать цену. С 1 июля 2021 г. запрещена розничная реализация по цене ниже 108 рублей за пачку, а также введен запрет на перемещение физлицами по территории РФ немаркированной акцизными марками РФ табачной продукции (более 200 сигарет, или 50 сигарилл/сигар, 250 гр. табака).
В условиях роста акцизов на отечественную продукцию спрос на дешевые сигареты неуклонно растет. По данным Ассоциации малоформатной торговли, за последние 10 лет минимальная ставка акциза на сигареты выросла в 12 раз — с 250 рублей до 3205 рубля за 1000 штук (в 2021 г. рост сразу на 20%). В то же время средняя цена пачки сигарет с 2010 по 2021 год выросла с 25 до 140 рублей.
Насыщение российского рынка нелегальными сигаретами происходит на фоне значительной разницы в ставках акциза на табачную продукцию между государствами ЕАЭС (2-3-кратная разница в конечных ценах для потребителя) и отсутствия таможенных границ в ЕАЭС.
«Малоформатная торговля разнообразна, но ряд торговых точек заточены на продажу табачной продукции, так называемые „табаконисты“. Доля продаж сигарет в них может составлять до 90%. Если взять торговую точку формата „магазин у дома“, то объем продаж сигарет может доходить до 10-15%, что является довольно существенным для точек малого бизнеса. Более того, в таких торговых точках, сигареты являются трафикообразующим товаром», — говорит Владлен Максимов.
По словам председателя Коалиции киоскеров Челябинска Ирины Плещевой, продажа сигарет в НТО давно перестала быть доходным делом, но продолжает поддерживать трафик.
«Предприниматели, которые оформлены в качестве ИП и зарегистрированы в налоговой, не реализуют в НТО нелегальную табачную продукцию, поскольку их деятельность полностью прозрачна, а в случае нарушения закона им грозят солидные штрафы. Но мы видим такую картину: как только убирают с обжитого места в Челябинске законный ларек, на его месте тут же появляется другой, а еще лучше — встает продавец с раскладным столиком и контрафактным товаром. Максимум, что грозит такому продавцу контрафакта — штраф 500 руб. за незаконную предпринимательскую деятельность, поэтому мы видим рост теневого рынка», — говорит Ирина Плещева.
В формировании розничной цены для реализации табачной продукции ни торговые сети, ни малоформатная торговля не участвуют, так как устанавливать цены самостоятельно не могут. Максимальная цена устанавливается производителем в момент производства и наносится на пачку сигарет. То есть фактически, процент наценки регулируется производителем. Оптовая закупочная цена для розничных участников устанавливается дистрибьютором. На данный момент оптовая цена позволяет делать наценку до максимальной розничной цены в районе 6-7%, не более.