В Челябинской области работает 2283 предприятия-экспортера, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2019-м, когда в регионе начинала действовать программа поддержки экспортеров. Объем отгрузок продукции местных компаний увеличился в страны ЕАЭС и Китай. Среди перспективных рынков — Индия, Иран и страны Латинской Америки. Об этом рассказали участники пресс-конференции по развитию экспорта, сообщает корреспондент сайта Bfm74.ru.
«В 2018 году объем экспорта предприятий МСП Челябинской области составлял 500 миллионов долларов, сейчас — более одного миллиарда долларов, то есть рост в два раза. И это несмотря на влияние пандемии и санкционное давление», — говорит министр международного и межрегионального сотрудничества Челябинской области Дмитрий Глухарев.
По его словам, предприятия региона экспортируют в основном продукцию металлургии, машиностроения, измерительную технику. Последние годы выросли объемы отгрузки сельхозпродукции. Помимо зерна, круп и муки, агрокомплекс региона поставляет за рубеж микрозелень, семечки (торговая марка «Джинн»), товары из конопли.
«На весь мир известны бренды „Макфа“ и „Увелка“. За рубежом многие удивляются, что производство данных муки и макаронов расположено у нас, на Южном Урале. А семечки „Джинн“ нашего местного производителя и вовсе поставляют в 100 стран мира», — уточнил директор Агентства международного сотрудничества Челябинской области Валерий Денисенко.
Он отметил, что в регионе каждое второе предприятие-экспортер охвачено мерами региональной поддержки. Особый эффект получен от развития выставочной деятельности в странах, куда предприятия хотят поставлять продукцию. Выставочные павильоны Челябинской области уже работают в Узбекистане, Азербайджане, Беларуси. В настоящее время разрабатывается проект по открытию еще одного выставочного павильона в 2025 году. С предпринимателями области обсуждается, в какой стране наиболее эффективным будет его запуск.
Выставочный павильон Челябинской области в Беларуси работает менее двух лет. За это время там представили продукцию около 150 компаний региона. Заключено контрактов на сумму почти 23 миллиона долларов. Южноуральские компании презентуют как высокотехнологические разработки — технику, приборы, комплектующие, металлические изделия, так и косметику, парфюмерию, варенье из шишек и другое.
«Группа компаний LD производит арматуру и экспортирует ее в 11 стран мира, среди основных — Казахстан, Узбекистан и Белоруссия. В 2024 году открыли поставки продукции в Дубай. Объем экспорта составил 1,8 миллиарда рублей, при этом доля 45% в его структуре — отгрузки в Казахстан»,— рассказал заместитель директора ООО «Равани-Рус» (победитель премии «Экспортер года 2024» ) Андрей Ковган.
По словам экспортеров, сложности при развитии экспорта — рост логистических затрат и трудности в расчетах. Выходом из ситуации может стать возврат к бартерному обмену либо сделки по клиринговой системе. Интересные для южноуральских экспортеров рынки — Бразилия, Индия, Иран.
«В 2024 году были переговоры с представителями Бразилии, сам лично ездил в Сан-Паулу. Не буду сейчас называть компании, но ведутся переговоры по поводу локализации зарубежных предприятий в Челябинской области. Интересен Египет, поскольку там развивается особая экономическая зона. Индия — интересная страна, мы планируем с ней развивать сотрудничество. 6 февраля встреча пройдет в посольстве, планируем визит деловой делегации в Индию»,— уточнил Дмитрий Глухарев.
Иран южноуральским предпринимателям интересен больше как транзитная территория для поставки своей продукции. При этом страна активно развивает агроэкспорт: все киви на челябинских прилавках оттуда.
Большим и емким рынком для нашего бизнеса остается Китай. При этом развитие более тесного сотрудничества с Индией может внести свои коррективы, поскольку продукция индусов является альтернативой китайским товарам во всем мире.