Челябинская компания Life Taxi одной из первых в стране организовала сервис электротакси, и уже в течение года успешно развивает свой бизнес в Челябинске. Предприниматели намерены увеличить собственный парк электромобилей Nissan Leaf для пассажирских перевозок. В планах инвестора — развивать сервис электротакси не только в Челябинске, но и в других крупных городах области.
Life Taxi работает по обычной схеме агрегатора: вызов электрокара возможен по номеру телефона, а также через приложение, работающее на платформах iOS и Android. В нем можно отслеживать подачу машины, ее передвижение по городу, а также статус заказа.
В основе бизнес-идеи — забота об экологии города: по словам инициаторов проекта, хотелось быть сопричастными к снижению выбросов в атмосферу, продвигать концепцию развития электротранспорта в регионе. Как сообщила представитель компании Елена Султанова, поездка в электрокаре очень отличается от передвижения на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания — в салоне нет запаха бензина, машина едет бесшумно, пассажирам комфортно. К тому же передвижение на электрокарах более безопасно в виду размещения специальных датчиков контроля дорожной ситуации.
Перед выездом на линию каждый электромобиль проходит тщательный контроль, при этом машины технологически усовершенствованы — оснащены дополнительной батареей, что позволяет увеличить пробег почти в два раза. В среднем одной электрозарядки хватает на 230 км хода. В планах компании —реализовать бизнес-проект по строительству в регионе собственных электрозарядных станций (ЭЗС). Сумма инвестиций не разглашается.
В настоящее время компания привлекает субарендаторов электрокаров, с которыми заключает договор о сотрудничестве. Так, суточная аренда автомобиля Nissan Leaf обойдется субарендатору в 2 тыс. рублей. Предлагаются и другие варианты заключения договора, к примеру, 50% суточной выручки субарендатор отдает владельцу автопарка, себе забирает — 50%, в ночную смену — 60%. Комиссия автопарка составляет 3 рубля за один заказ. К сотрудничеству привлекаются также владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями, которые также принимают заказы Life Taxi. Но, как показывает практика, они несут гораздо большие расходы на топливо.
В среднем стоимость электозарядки в Челябинской области составляет 13 рублей за один киловатт на ЭЗС, при подключении к собственной электросети — 3,5 рубля за киловатт. Цена за литр популярного АИ-92 достигает 42,3 рубля. Помимо предоставления в субаренду электрокаров для перевозки пассажиров, компания также выступает дистрибьютором определенных марок электромобилей, поставляемых из Европы и Японии.
«Развитие электротакси — это больше маркетинговый ход нежели самостоятельный бизнес. С учетом пока слабо развитой инфраструктуры ЭЗС и сложностей с обслуживанием, ремонтом электрокаров в России, пока назвать такой бизнес рентабельным сложно. Мы говорим про экономию топлива, но упускаем из виду большие временные затраты на постоянную подзарядку электрокаров, а для такси длительный простой — потеря прибыли. Если машина держит заряд на 230 км, то для такси — это слишком мало, хватит на то, чтобы выполнить порядка 10 заказов, а потом — опять на подзарядку»,— говорит председатель челябинского регионального отделения общественной организации автолюбителей «Свобода выбора» Алексей Бруй.
Согласно концепции развития электротранспорта в России, к 2030 году каждый десятый автомобиль должен быть с электрическим двигателем. И сервисы такси одними из первых инициировали переход на более экологичный вид топлива.
По словам директора общественного совета по развитию такси в РФ Александра Шмигидина, переход такси на электрокары сегодня является общемировым трендом. Первые попытки развивать электротакси в России приходятся на 2015 год, но тогда они были единичными. В 2021 году интерес у бизнеса к электротакси стал стремительно расти: продажи электромобилей увеличились на 102%. При этом доля электромобилей в продажах растет с каждым годом. Иностранные аналитические агентства прогнозируют 12% среднего годового роста электротакси на глобальном рынке вплоть до 2025 года.
В настоящее время сервисы электротакси очень развиты в Китае. В России компания DiDi (КНР) в 2021 году активно анонсировал развитие услуг в сфере пассажирских перевозок на электрокарах, а также заявляла о намерении развивать бизнес в Челябинской области. Однако дебюта на региональном рынке этой компании пока так и не случилось.