В Челябинске наладили производство дизайнерской обуви — модных лоферов, лодочек и мюли. Это не серийное производство, а handmade — от эскиза до готовой пары обуви, второго экземпляра которой в мире не найти. Корреспондент Bfm74.ru выяснил, смогут ли эксклюзивные модели обуви от челябинских мастеров заменить бренды Armani, Versace, Louboutin.
Спрос быстро растет
В связи с уходом иностранных брендов с российского рынка, спрос на качественные изделия из натуральной кожи от местных производителей растет.
«Заказов в этом году стало значительно больше, у нас не хватает рабочих рук. Изделия из кожи — статусные вещи, они стоят недешево, поскольку изготавливаются вручную. К нам обращаются покупатели „Гостиного двора“, „Дома быта“, которые не могут в условиях санкций найти нужную модель обуви или сумки импортного бренда — их нет на торговых полках в связи с прекращением поставок в Россию», — рассказывает владелица челябинского бренда Tati Tata Татьяна Боровых (Кошелева).
Она не скрывает, что продолжает семейный бизнес, основанный в Челябинске более 20 лет назад. Сначала в мастерской изготавливали чехлы для сотовых телефонов, кошельки и сумки из натуральной кожи из Италии, спустя несколько лет попробовали сделать первый экземпляр обуви.
«В силу профессии супруга, который сотрудничал с итальянскими партнерами, проблем с поставками из-за рубежа и доступом к качественному сырью не было. Мы шили сумки и портмоне из натуральной кожи превосходного качества — продукция расходилась за день-два, поскольку люди видели, что материалы используем очень качественные», — говорит основатель частной мастерской Елена Кошелева.
По ее словам, в настоящее время сырье продолжают закупать в Италии, Франции, Германии, последнее время из-за сложностей в логистике увеличили объемы закупа у российских производителей и турецких поставщиков.
«Мир меняется и мы вместе с ним: сегодня ищем новых поставщиков, шьем продукцию для мобилизованных. Сразу после того, как стали призывать запасников, мы приступили к изготовлению теплых стелек для берцев и сапогов. Отправили ребятам, проходящим военную подготовку. Говорят, что остались довольны. Помогать продолжим», — делится Татьяна Боровых.
Пошив до 47 размера
Сегодня на арендованных площадях бывшей швейной фабрики, расположенной в Тракторозаводском районе по ул. Марченко, отшивают лоферы, лодочки, балетки, кеды, сапоги, а также туфельки для аргентинского танго. На полках мастерской — больше сотни различных колодок от самых маленьких детских (12 см) до самых больших (37 см) 47 российского размера обуви.
Технологический процесс производства обуви полностью сохранен, по сути, работа здесь ведется в соответствии с ГОСТами, но инициирует ее заказчик. «Сначала дизайнер компании разрабатывает модель обуви, учитывая пожелания заказчика. После согласования и обсуждения деталей внешнего вида, создаем выкройку изделия», — говорит Татьяна Боровых.
Закройщик учитывает особенности натуральной кожи и ее характеристики перед тем, как приступить к работе. Перед ним полотно для творчества — ярко розовый притягательный цвет — кожа особой выделки, которую нужно использовать экономно.
Выточенные детали отправляются на доработку — необходимо правильно обработать края, после чего их нужно будет соединить по порядку ювелирной строчкой. Оборудование в основном используется импортное (Германия): в России аналогичного пока не купить. А вот детали в случае поломки — российские, поскольку время доставки оригинальных запчастей выросло с марта 2022 года в два-три раза. Ждать нет времени и смысла.
Затем сборка деталей верхнего кроя примеряется на колодку. Стельки (детали низа) изготавливают на предприятии самостоятельно, если модель обуви без каблука. Вырубают стельки на специальном оборудовании — электромеханическом прессе, вес которого превышает 1 тонну.
Если каблук все-таки нужен, то стелька закупается готовой, в основном поставки идут из Европы и Китая. Профессиональные сапожники ловко скрепляют детали воедино. За один рабочий день здесь изготавливают 5-6 пар обуви. Плюс ремни, сумки, портмоне и другие товары.
После крепления фурнитуры, поставляемой из Италии или Китая, туфелькам наводят «марафет» — чистят, полируют до блеска, затем готовый образец проходит контроль качества и маркировку.
«Любая пара обуви в России подлежит маркировке, мы соблюдаем требования закона — зарегистрированы в системе „Честный знак“, на каждой коробке — „куар“-код, который подтверждает место изготовления и основные характеристики товара. Для нас тоже от маркировки плюсы — мы контролируем продажи, поскольку реализуем продукцию через розничные магазины Челябинска, Екатеринбурга, Москвы», — говорит Татьяна Боровых.
Альтернатива импорту
Долю импортных комплектующих в компании «Tati Tata» постепенно снижают, переходя на контракты с российскими производителями. Это вопрос роста затрат, считают руководители.
«Итальянская фурнитура подорожала в этом году на 7-10%, мы готовы покупать тот же товар у российских поставщиков, тем более, если цена будет более привлекательной. Себестоимость дизайнерской обуви в этом году выросла из-за расходов на закупку комплектующих. Минимальная стоимость нашей пары обуви составляет 5 тыс. рублей, в среднем стоимость составляет 6-7 тыс. рублей. Это недешево, но мы не промышленный конвейер, где доля ручного труда минимальна», — считает руководитель мастерской.
Стоимость кожаных ремней достигает 3 тыс. рублей, сумок — 4-10 тыс. рублей, туфли для танго — порядка 7 тыс. рублей. В подарок коллегам и друзьям можно выбрать портмоне за 2 тыс. рублей или кошелек за 2,5 тыс. рублей. В случае оформления индивидуального заказа, в компании учтут пожелания заказчика.
«Мы следуем модным тенденциям, участвуем в тематических выставках и показах в России. Но мода для нас — не самоцель, поскольку она циклична — тренды 60-70-х годов возвращаются сегодня. Листая журнал „нулевых“, можно заметить много сходства с нынешними аксессуарами. Невозможных задач нет — в пределах разумного, конечно. Изобретать что-то новое всегда интересно, это в основе философии нашего бизнеса»,— уверена владелица компании.