Индекс промышленного производства в Челябинской области за 10 месяцев 2024 года составил 99,5%, а в обрабатывающей отрасли — 100%. В машиностроении год закрывают с ростом в 107%. По итогам 2024-го ожидается увеличение инвестиций до 510–515 миллиардов рублей. Это больше, чем в 2023-м, на 15% в номинальном выражении и на 8% в сопоставимых ценах с учетом инфляции. Заработные платы растут хорошими темпами — на 22,4% в номинальном и на 13,8% в реальном выражении. Это сухие цифры о ситуации в экономике региона. Важные и знаковые события конкретных предприятий Челябинской области — в подборке сайта Bfm74.ru.
Фото: Людмила Ковалева
Челябинский Завод роботов первым в России начал серийное производство промышленных роботов-манипуляторов. В феврале его посещал президент РФ Владимир Путин. Предприятие выпускает модели разной грузоподъемностью для заказчиков по всей стране. В 2025-м нарастят объем производства до 1000 штук. Создание российских промышленных роботов поможет снизить зависимость отечественных предприятий от импорта и негативный эффект от антироссийских санкций. Завод роботов закроет на 80% потребности промышленности России. Самая массовая операция, которая требует роботизации, это сварка, вторая — покраска.
Фото: Олег Каргаполов
Завод стеклянных изоляторов (ЗСИ) запустило за семь месяцев ПО «Форэнерго». Предприятие создали на площадях обанкроченного ЮЗРК. Это компактное производство, его развернули на четырех тысячах квадратных метров. Выпускать будут более пяти миллионов изоляторов в год. Для работников обустроили столовую на 150 человек и общежитие на 58 человек. Всего в Южноуральске смогут производить ежегодно 11 миллионов изделий, что закрывает 100% потребности российского рынка и 21% мирового. В планах у холдинга создание предприятий по выпуску варисторов (ограничителей перенапряжения) и чугунной арматуры для изоляторов, которую пока что в России не делают.
Фото: Людмила Ковалева
Компания «Ситно» открыла в Кизильском районе площадку по производству отечественного кросса кур «Смена-9». На племенном птицеводческом репродукторе первого порядка «Уральский» будут разводить и содержать племенных цыплят. Это крупный и важный импортозамещающий проект, потому что сегодня есть только импортные кроссы. На первом этапе мощность репродуктора составит 625 тысяч суточных цыплят племенного молодняка в год, к 2026-му планируется выйти на мощность 2,5 миллиона цыплят, которые станут основой российского родительского стада.
Фото: Олег Каргаполов
Компания «Ресурс» (поселок Увельский), производитель круп под торговой маркой «Увелка», запустила гречневый цех. Объем выпуска увеличат в три раза. Собственная линия по переработке гречихи класса «экстра» на 11% снизит себестоимость сырья. Элеватор уже загружен 20 тысячами тонн урожая, в том числе с фермерских полей. Более 60 фермеров области заключили договоры с «Ресурсом». Гречиху планируют собирать только в Челябинской области.
Скриншот эфира телеканала «Россия 24»
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) запустил новую коксовую батарею № 12, которая позволит нарастить производство и снизить нагрузку на окружающую среду. В открытии по видеосвязи принимал участие Владимир Путин. Группа строит цеха стальных валков и тяжелого машиностроения по выпуску импортозамещающей продукции. Металлурги помогут локализации штамповочного производства автомобилей, выпускаемых под брендом Sollers.
Фото: пресс-служба Минпромторга РФ
НПО «Андроидная техника» (Магнитогорск), производитель робототехнических комплексов, получил национальную премию «Индустрия» в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2024». Эксперты оценили электродвигатели, используемые в космосе, под землей и водой. Также НПО представило опытный образец робота для обслуживания составов на железнодорожных сортировочных станциях.
Фото: Дмитрий Сопильняк
Челябинский завод городского электрического транспорта (ЧЗГЭТ) по концессии поставил региональному центру почти 60 красных троллейбусов. В городе открыли новое депо и сервисный центр (его планируют тиражировать в регионах присутствия техники). Завод изготовил машины для Ярославля, Миасса, Калининграда, Екатеринбург и Санкт-Петербурга. Разрабатывает электробус. Новый вид транспорта будет ездить по Магнитогорску. Интерес к этой машине проявляют Москва и Санкт-Петербург.
Фото: Марат Муллыев
Автомобильный завод «Урал» (Миасс) развивает производство электрического, гибридного и водородного транспорта. Арктический автобус прошел испытания в Якутии, а серийное производство автопоездов для Крайнего Севера намерены запустить в 2025-м. Предприятие открыло учебно-производственный комплекс и музейно-выставочный центр, запустило продажи масел под собственным брендом. В начале 2025 года запустит второй конвейер, строительство которого завершается.
Фото: Олег Каргаполов
НПО «БелМаг» (Магнитогорск) организовало производство узлов подвески и рулевой системы для автомобилей Lada Largus и Vesta, а также «Газель Next». Ежегодный объем выпуска шаровых опор составляет до 360 тысяч изделий, рулевых наконечников — до 500 тысяч. Президент «АвтоВАЗа» на заседании регионального Союза машиностроителей говорил, что челябинские предприятия помогают холдингу выпускать автомобили, поставляя компоненты.
Фото: Дмитрий Сопильняк
Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) ввел в строй экологическое оборудование на двух крупных производственных объектах в рамках федеральной программы «Чистый воздух». Проект в электросталеплавильном цехе завершили на год раньше. Использованы современные и доступные технологии. Модернизация снизила выбросы в атмосферу на сотни тонн.
Фото: пресс-служба правительства Челябинской области
НПО «Электромашина» (Челябинск) в рамках техперевооружения предприятия запустило автоматизированную гальваническую линию. На детали военной и гражданской продукции наносят защитное цинковое покрытие с увеличенной до 20-30 лет устойчивостью к коррозии. Производительность НПО вырастет в 2-3 раза. За год смогут обрабатывать 5,8 миллиона изделий. Проектирование и строительно-монтажные работы прошли в короткий срок — всего за четыре месяца. Такая гальваническая линия появилась в Челябинске впервые.
Фото: Дмитрий Сопильняк
ЧТЗ-Уралтрак (Челябинск) удвоил выпуск комплектующих для гражданской техники — дорожно-строительной, железнодорожной, ремонтной, а также для нефтегазовой отрасли. Рост объемов произошел без отрыва от выполнения гособоронзаказа. Для наращивания выпуска танковых двигателей открыли новый участок ионного азотирования. Он позволит обрабатывать одновременно несколько коленчатых валов. В два раза увеличится срок службы компонентов.
Фото: Олег Каргаполов
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) поставил современные трамваи в Челябинск, Магнитогорск, Краснодар, Липецк, Томск, Хабаровск и Красноярск. В Челябинске и Екатеринбурге протестировали трехсекционную модель «Кастор». Завод представил проект двухэтажного трамвая, который в больших городах позволит перевозить большое количество пассажиров.
Фото: Дмитрий Сопильняк
Промышленная группа «Конар» (Челябинск) построила первый в регионе вантовый велопешеходный мост на северо-западе Челябинска. Переправа соединяет «спортивный город» и Шершневский бор. Компания возродила в ЮУрГУ стратегически важный факультет «Машиностроение и технологии». Входящий в ПГ завод «Современные кузнечные технологии» начал производство поковок длиной до 12 метров и весом до 15 тонн. Такие изделия используются при изготовлении горнодобывающего, подъемного, прессового, нефтехимического, компрессорного и энергетического оборудования.
Фото: Олег Каргаполов
Два крана «Челябинец» от Челябинского механического завода (ЧМЗ) помогли построить зимовочный комплекс станции «Восток» в Антарктиде. Спецтехника с дизель-генератором модифицирована для работы при сверхнизких температурах. Краны будут обслуживать российскую станцию. Появление нового здания стало значимым событием для всех ученых-полярников, которые смогут в более комфортных условиях проживать при экстремально низких температурах и проводить исследования. ЧМЗ получил премию правительства РФ в области качества.
Фото: Константин Бабушкин
Тракторный завод «ДСТ-Урал» (Челябинск) вместе с группой «Синара» разрабатывает ратрак для работы на горнолыжных склонах. Машина заменит импортные аналоги. Будет применяться не только на ГЛК, но и для транспортировки людей и грузов в труднодоступных районах. Также сообщалось, что ратраки будут поставлять на ГЛК «Солнечная долина».
Фото: Олег Каргаполов
Промышленная группа «Метран» (Челябинск) по собственной программе поддержки технологического предпринимательства помогла запустить производство мотодосок для серфинга. Устройство импортонезависимое. Обсуждается возможность производства двигателей на территории завода. Мотосерф позиционируется как спортивный снаряд, может развивать скорость до 50 километров в час.
Фото: Олег Каргаполов
Завод стальных шаровых кранов «Алсо» (Челябинск) подключили к газу для отопления производственных помещений и административно-бытового комплекса. Выпуск импортозамещающих стальных шаровых кранов и отводов к ним стал более комфортным.
Фото: пресс-служба Златмаша
Златоустовский машиностроительный завод (Златмаш) уже 55 лет занимается производством знаменитых электроплит «Мечта». С конвейера их сошло почти 28,6 миллиона. Завод выпускает 26 моделей электрических и газовых плит.