22 марта отмечается Международный день таксиста. Вероятно, многие водители в этом году отпразднуют его в последний раз, говорят эксперты Bfm74.ru. Рентабельность бизнеса в 2022 году резко упала. Стоимость замены запчастей и обновления автопарка взлетела из-за санкций. Вслед за этим страховые компании начали задирать цены на полисы ОСАГО до 70-80 тыс. рублей.
В сентябре рынок ждет еще одно потрясение — вступит в силу новый закон, регулирующий работу такси. Компании-агрегаторы говорят, что он поставит под вопрос сам факт существования отрасли. Аналитики прогнозируют: тарифы на пассажирские перевозки из-за увеличения затрат на выполнение обязательных требований вырастут на 20-35%.
В 2023 году в Челябинской области резко выросла стоимость ОСАГО для такси, в среднем на 25%. Владельцы авто должны покупать специальные полисы, куда можно вписать нескольких водителей. Как рассказали корреспонденту Bfm74.ru участники рынка, для автомобиля LADA Granta стоимость ОСАГО с открытым полисом составляет 75,5 тыс. рублей. На Kia Rio страховка будет стоить до 82 тыс. рублей. Это сопоставимо, например, с Тюменью и Курганом. В Екатеринбурге и Москве с теми же повышающими коэффициентами ОСАГО выходит в 100 тыс. рублей. При этом сумма страхового покрытия такая, как у стандартного ОСАГО — максимум 500 тыс. рублей.
В пресс-службе челябинского сервиса заказа такси «Максим» заявили, что из-за неподъемной финансовой нагрузки водители такси отказываются от специализированных полисов и делают обычное ОСАГО. Кроме того, страховые компании зачастую просто отказываются заключать договоры с таксистами.
«Водители не готовы отдавать свой месячный доход одним только страховщикам. У проблемы пока нет решения. Ситуация с тарифами и отношением к такси вынуждает водителей ездить со стандартным ОСАГО и рисковать не получить в случае ДТП вообще никакого возмещения», — отметили в пресс-службе агрегатора.
С 1 апреля планируется ввести штрафы для юридических лиц за отсутствие полиса ОСАГО. Это предусмотрено проектом постановления кабмина, вынесенным на общественное обсуждение. А с 1 сентября в России вступит в силу закон о такси. Теперь для работы нужно будет получить разрешение и попасть в государственный реестр, без полиса ОСАГО для такси туда не включат.
Новый закон предусматривает и другие обязательные правила. Например, у всех автомобилей должны быть опознавательные знаки — «шашечки» на кузове, оранжевый фонарь на крыше. Агрегаторы и перевозчики вместе с водителем будут нести субсидиарную ответственность за ущерб в ДТП. Для каждого водителя нужно будет организовать медицинское освидетельствование. Сейчас в Челябинской области никто из таксистов ежедневные профосмотры не проходит. По словам участников рынка, это просто негде делать — медицинских пунктов в городах не хватает.
«Единственный позитивный момент закона — это допуск самозанятых водителей на личных автомобилях без регистрации ИП к легальному оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Все водители такси фактически являются самозанятыми. Касательно субсидиарной ответственности агрегаторов, прописанной в новом законе, сервис «Максим» решил этот вопрос первым на рынке такси. С 2017 года действует программа материальной защиты пассажиров и водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью в дорожно-транспортных и других происшествиях во время выполнения заказов, в том числе по вине третьих лиц. Сумма помощи составляет до двух миллионов рублей на каждого пострадавшего. Сервис добровольно реализует программу 5 лет, и в этом плане для компании в сентябре ничего не меняется.»,— прокомментировали в сервисе заказа такси «Максим».
Участники рынка такси считают, что для самозанятых расходы на обязательные требования могут превысить потенциальный доход. В итоге при всем желании они не смогут получить разрешение на деятельность такси и работать без нарушений. За передачу заказов водителям без разрешений последует блокировка агрегаторов, будет уничтожена вся технологическая инфраструктура отрасли.
Аналитики прогнозируют, что из-за увеличения финансовой нагрузки на перевозчиков вырастут цены для пассажиров — на 20-35% за год. Из-за снижения рентабельности многие небольшие таксопарки уйдут в тень или рискуют закрыться.
«Можно предположить, что удорожание тарифов ОСАГО станет дополнительным стимулом для ухода существенной части такси в стране в тень. Вероятно, часть машин менее хорошего качества будет использоваться для перевозки в тени, а часть будут регистрировать согласно новым требованиям. Будет практически невозможно сохранить рентабельность бизнеса без повышения тарифов, ведь стоимость обслуживания автотранспорта растет», — прокомментировал директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
По данным Росстата, за пять лет средняя стоимость поездки на такси в Челябинске выросла на 17%. Средний тариф сейчас — 48,5 рубля за 1 км пути. Это на 36% больше, чем в среднем по России. При этом у каждого агрегатора действуют свои повышающие коэффициенты. Они зависят от погоды, загруженности дорог и количества машин.