Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
92.26 -0.33 99.71 -0.56
Средняя рентабельность сельхозпредприятий в Челябинской области составила почти 2%

Экономическая эффективность у производителей молока к осени прошлого года сократилась вдвое. В ряде отраслей, наоборот, наметился рост рентабельности при снижении выпуска продукции. По данным Челябинскстата, южноуральские предприятия стали производить меньше колбасных изделий, свинины, мяса птицы, муки и макарон. Ждать ли в этом году сокращения ассортимента и, как следствие, повышения цен?

Крестьянско-фермерское хозяйство Карсакбаева за последние полгода пережило два потрясения. Первое случилось осенью. Тогда из-за роста цен на корма рентабельность производства молока упала с 40% до 20%. Второе потрясение произошло в феврале текущего года. Прибыль сократилась почти до нуля — ее остатки фермеры потратили на импортные добавки, лекарства и витамины для скота.

«Все были напуганы. Наш большой минус — напугавшись, мы начали закупать по очень высокой цене. Ситуация, думаю, сейчас стабилизируется. Что мы купили дорого — заканчивается. Находим отечественные препараты, выходим на ту рентабельность, которая была до всей этой ситуации. С учетом всех субсидий наша рентабельность с 15% до 25-30% доходит. На рубль за последние полгода подняли цену. Конечно, она не соответствует той динамике цен, в которые нам обходится производство литра молока. У нас, как у молокопроизводителей, она не так растет, как на полках», — рассказывает владелец крестьянско-фермерского хозяйства Жайнар Карсакбаев.

Последствия санкций ощутили на себе и переработчики молока. У них возникли сложности с приобретением импортных комплектующих и упаковки. Пережили взлеты и падения и те, кто специализируется на мясном животноводстве. В прошлом году в регион пришла африканская чума свиней. Как результат — на 9% снизился объем выпуска мяса. Инфекции подкосили и птицеводческий сектор региона. Производство курятины и субпродуктов в 2021 году по сравнению с 2020-м уменьшилось почти на 10 тысяч тонн.

«Была проблема региона. От этого и „Ситно“ пострадало чуть-чуть, и мы. Про остальных я вообще молчу. Вытягиваем ситуацию. Провалов таких нет. Я думаю, что мы в объемах по сравнению с 2021 годом нарастим и будем в районе 65 тысяч тонн. Дополнительные темпы развития мы не планируем, хотим реализацию улучшить и заниматься больше здоровьем птиц. Да, вакцины подорожали, потому что они иностранные. Что касается премиксов — были заключены валютные договоры, но, извините, евро с долларом упали. И, слава богу, у нас есть хорошие отношения с поставщиками. Цены можно же и зафиксировать в определенный момент», — поясняет замдиректора по развитию бизнеса компании «Равис» Иван Косилов.

В 2021 году падение произошло и сфере производства бакалеи. Выпуск муки и макарон в Челябинской области снизился примерно на 9%. Повлияли два фактора. Первый — спал ажиотаж времен начала пандемии, люди стали меньше покупать. Второй фактор — летняя засуха, из-за которой не оправдал ожиданий урожай пшеницы. Несмотря на все перипетии, рентабельность растениеводства, разведения птиц и свиней, по данным Минсельхоза, в прошлом году выросла на 7%. Судя по всему, производственные издержки в конечном итоге легли на рядовых потребителей. В магазинах выросли цены на молочные продукты, мясо, колбасу, муку и макароны. В 2022 году стоимость товаров продолжила движение верх. По данным Росстата, курятина и свинина подорожали примерно на 4%, мука — почти на 13%. Стоимость молока выросла на 10%. При этом в региональном Минсельхозе на все эти события реагируют спокойно — дефицита нет ни в прошлом, ни в текущем году.

«Дефицита этих продуктов на рынке нет, более того, есть профицит. Челябинская область поставляет в другие регионы порядка 80% макаронных изделий, 38% произведенной в регионе муки, свыше 19% колбасных изделий, около 40% мяса и субпродуктов. Незначительная часть продукции — до 5% в общем объеме — вывозится за рубеж. Исключение составляют молоко и молочная продукция. Этот сектор в любом случае будет замещаться нашими региональными производителями и вообще российскими производителями. Поэтому с точки зрения расширения объема производимой продукции за счет расширения рынка — оно произойдет рано или поздно», — комментирует начальник отдела пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка министерства Игорь Ворожцов.

Южноуральские фермеры уверяют, что сейчас ищут способы увеличить объем производства молока: строят новые коровники и закупают современные доильные установки. Конечно, с финансовой помощью государства. Ряд мясоперерабатывающий компаний также намеревается нарастить выпуск продукции. Например, «Ариант» планирует продать в текущем году 114 тысяч тонн мясных полуфабрикатов и колбасы. Специалисты агрохолдинга попробуют свои силы и в растениеводстве: высадят подсолнечник на полях в Увельском и Еткульском районах.

Аграрный бизнес на Южном Урале, можно сказать, будет в тренде в текущем году. Власти ждут, что сельхозпроизводители засеют дополнительные площади и соберут на 40% больше овощей и зерновых. На поддержку выделят 2 миллиарда 700 миллионов бюджетных рублей. Приведут ли все эти усилия к снижению цен или вновь отразятся лишь на рентабельности предприятий — пока остается вопросом.

Фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Челябинской области
Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE

В эфире ОТВ