Первым о существовании проблемы с обновлением мусоровозов из-за санкций сообщил Российский экологический оператор изданию РБК. По данным РЭО, в общей сложности на европейских и японских производителей приходится 3 тысячи 800 мусоровозов в России, или 25% рынка. До введения санкций компании собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии.
Теперь из-за прекращения поставок автомобилей, запчастей, а затем и остановки производства на российских заводах ряда автокомпаний, операторы будут менять их на российские, белорусские и китайские модели. Покупка машин при плановом обновлении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд рублей. Из них 36 млрд пойдет на замену европейских и японских мусоровозов. При этом парк увеличится на 20%, так как большегрузы европейских марок Merсedes, Man, Volvo и Scania, а также японские Isuzu вмещают в себя больше отходов.
В Челябинской области пока вообще отказались от идеи закупать новые машины. Возникли сложности и с ремонтом парка.
«В начале весны стоимость запасных частей как иностранного, так и российского производства выросла в разы. Подорожали как оригинальные детали, узлы и расходники, так и их аналоги. Какое-то время на рынке наблюдался явно спекулятивный ажиотаж. Из-за дефицита запчастей увеличились сроки обслуживания техники в сервисных центрах. Если ранее на отдельные виды регламентных работ по ремонту и обслуживанию машин уходила максимум неделя, то теперь такой же вид ремонта может вывести из эксплуатации машину на две-три недели, а то и на месяц. Мы ожидаем, что через какое-то время рынок подстроится под новые реалии и ситуация нормализуется», — комментирует пресс-секретарь «Центра коммунального сервиса» Сергей Жеребин.
Как отмечает представитель ЦКС, если правительство предложит меры поддержки, компания воспользуется помощью государства.
«У перевозчиков были планы на обновление в этом году парка машин. Но сейчас это сделать сложнее. Проблема в том, что цены на технику, в том числе, отечественную значительно выросли. Выросла и стоимость лизинга. Если раньше лизинговые компании предлагали ставки под 6% годовых, то сегодня ставки выросла до 15-20%. Конечно, это неподъемно для бизнеса. Если будут предложены финансовые меры государственной поддержки, предприятия, безусловно, рассмотрят возможность использования таких инструментов. Многие компании в этом году больше внимания уделяют поддержанию ресурса уже закупленной техники», — отмечает Сергей Жеребин.
В ЦКС также добавили, что текущая ситуация в краткосрочной перспективе не отразится на тарифе, потому что контракты на перевозку ТКО уже заключены по старым ценам. Однако в будущем перевозчики могут настаивать на повышении стоимости своих услуг.