Пережившие отток клиентов в пандемию представители общепита приняли новый вызов — ограничение поставок техники и ингредиентов из-за санкций. И если местные сыровары, которые закупают закваску за рубежом, не испытали никаких сложностей и продолжают приобретать необходимые бактерии в Турции, то пивовары отмечают дефицит составляющих пенного напитка из Европы.
«Проблемы с ингредиентами — солод, хмель. Многие производители на Западе отказались поставлять в Россию ингредиенты. В Европе не все в порядке, потому что энергоносители подорожали, зерна не хватает, поэтому ценник очень высок. Ингредиенты стоят дорого. Отечественных аналогов на всех не хватает. Потому что у нас эта отрасль была не так развита, рассчитывали на солод и хмель из-за рубежа. Развить отрасль нужно минимум, наверное, пять лет. Без государственной поддержки, специалистов не обойтись», — комментирует руководитель «Лаборатории живого пива» и председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг.
Также предприниматели фиксируют рост цен на отдельные группы продуктов и упаковку. Но при этом проблем с приобретением кухонной техники и вендинговых аппаратов на Южном Урале нет.
«Некоторые ингредиенты подорожали, например, лосось на 20%. В остальном мы не увидели чего-то страшного. Сейчас с партнерами запускаем новый проект за пределами нашей области. Делали подбор оборудования, в том числе импортного. Оно все доступно, теперь стоит дешевле. Может быть, это связано с тем, что много было б/у оборудования после ковидных двух лет, когда закрывалась куча заведений общепита. Срок поставки кофе-машины две недели, никаких проблем. Мы смотрим дорогое оборудование для гастрономического цеха — специальные большие сковороды, котлы по 100 литров с программным управлением. Они есть в наличии», — отмечает владелец сыроварни «Известная» Денис Назаров.
Заметных сложностей с обслуживанием техники представители южноуральского общепита также не отмечают. В регионе, как и по всей стране, сложно приобрести оригинальные запчасти. Однако проблем с покупкой аналогов нет.
«По поводу обслуживания и ремонта проблем не возникает. Запчасти спокойно заказываю и ремонтирую. Я слышал от коллег, которые не могут найти запчасти для кофемашин. Я же спокойно зашел к своему поставщику запчастей и сделал заказ. Все доступно. Я беру кофемашины Nuova Simonelli, производство Италия. Но, судя по тем запчастям, которые приходят, они не итальянские, это не оригиналы, заменители, какие-то контрактные вещи. Да, действительно, они поднялись в цене, но оригинал уже даже искать не приходится, потому что понимаем, что бесполезно», — рассказывает основатель кофейни DozaCoffee Сергей Куребеда.
По словам рестораторов, трудности с покупкой и обслуживанием оборудования коснулись далеко не всех. Ведь только часть предпринимателей пользуется техникой производителей, которые ушли из России. Кроме того, к решению проблемы подключился Минпромторг. Сейчас федеральное ведомство формирует перечень ресторанного оборудования и компонентов, которые требуют оперативного импортозамещения.