Правительство России не отказывается от идеи внедрения обязательной маркировки молочной продукции. Наносить на упаковку специальный QR-код «Честный знак» планировалось с 1 июня этого года, однако начавшаяся пандемия COVID-19 нарушила планы. Пока что в стране по-прежнему идет эксперимент по этому проекту, он закончится 31 декабря.
С 20 января 2021 года требования можно соблюдать добровольно, сообщает Forbes. А вот с 1 мая нанесение кодов на упаковки станет обязательным для производителей сыра, сливочного масла и мороженого. С 1 июля — для изготовителей молока и несгущенных сливок со сроком годности более 28 дней, пахты, свернувшихся молока и сливок, йогурта, кефира, молочной сыворотки, творога и молодых сыров, сметаны. С 1 октября — для выпускающих молоко и несгущенные сливки со сроком годности 28 дней и менее, молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара, безалкогольные напитки с молочным жиром. Не будут маркироваться товары весом до 30 грамм, питание для детей до трех лет, специальные и профилактические продукты.
«Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов. Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени», — отметил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов (цитата по Forbes).
С января следующего года, на «добровольном» этапе внедрения маркировки, Центр развития перспективных технологий, являющийся оператором системы, будет выдавать коды бесплатно. Виктор Евтухов считает, что это поможет привлечь в проект многих производителей и позволит им отточить процессы.
В Челябинской области зарегистрировано 68 компаний, выпускающих сырье. Переработчиков шесть — три завода группы компаний «Росмол», по одному предприятию в Копейске, Южноуральске и Агаповке. Ежегодно в регионе производится до 200 тысяч тонн молока. С ноября 2019 года все компании должны передавать данные в систему «Меркурий». Это еще один проект, призванный снизить объем фальсификата. Программа позволяет надзорным органам отслеживать получение предприятием сырья и правила его хранения.
«Главное, что эта система позволяет проследить, из какого сырья сделано молоко. С одной стороны — это проблема для тех производителей, которые не хотят „светить“ поставщиков. Для потребителей — это дополнительная информация. В случае разбирательств система поможет выяснить происхождение продукции. Идея правильная, подобные системы существуют во многих странах. Для нее нужно изменить технологии, производство. Она вводится постепенно, потому что сейчас в условиях пандемии у предпринимателей есть дефицит оборотных средств», — прокомментировал заместитель губернатора Челябинской области Сергей Сушков.
Национальный союз производителей молока ранее заявлял, что правительству страны следует оценить целесообразность внедрения маркировки, поскольку она дублирует «Меркурий». Эта система, важно отметить, бесплатная. А вот для установки QR-кодов производителям придется платить. По подсчетам Центра развития перспективных технологий, затраты по нанесению кода на одну единицу товара составят от 0,1 до четырех копеек. По оценке «Союзмолока», вложения в первый год составят 61 миллиард рублей. Но такие траты вряд ли позволят ощутить положительный эффект от новых требований. Вместе с этим в организации считают, что заниматься маркировкой должны типографии, а не производители, для которых работа с упаковкой является не свойственной деятельностью. В ЦРПТ заявили, что помогут с печатью кодов на аутсорсе. Для этого уже ведется работа с типографиями. Только по всей ли стране — не известно.
Директор по маркетингу завода «Подовинновское молоко» Дмитрий Панов воздержался от развернутого комментария, поскольку еще нет окончательного понимания о системе маркировки. Также он отметил, что, вероятно, нужно будет покупать дорогостоящее оборудование для нанесения кодов, а это дополнительные расходы. При этом даст ли маркировка что-то хорошее — не известно. «Меркурий» же, по словам Панова, справляется со своими задачами по снижению доли фальсификата.
Только лишь маркировки упаковок с молочной продукцией не будет. Производителям и дистрибьюторам с 1 мая 2022 года предстоит в обязательном порядке предоставлять в новую систему сведения о наименовании и количестве товара, а с мая 2023 года — всю информацию о движении каждой единицы промаркированной продукции. С 1 ноября 2022 года обязательная маркировка будет введена для фермеров при продаже через собственную розницу и при прямой реализации товара.
Отмечая пользу новой системы, представители молочной отрасли говорят и о том, что дополнительные расходы могут привести к росту цен на продукцию. В итоге потребителям придется платить больше.