Оборот розничной торговли в Челябинской области в июле вырос на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает консалтинговое агентство FinExpertiza.
Главный показатель потребительских настроений достиг впервые постковидного уровня — тогда россияне активно тратили деньги. По сравнению с июлем 2021 года оборот розничной торговли вырос на 11,3%, что также подтверждает смену настроений среди покупателей. По мнению аналитиков, произошел постепенный отказ от сберегательной модели поведения, характерной для 2022 года.
Наибольший рост розничной торговли наблюдался в Ингушетии (на 33,3% к июлю 2021 года), Кабардино-Балкарии (+26,4%), Ямало-Ненецком автономном округе (+24,7%), Тюменской области (+21,8%), Чукотском автономном округе (+18,2%), Мордовии (+16,9%), Ханты-Мансийском автономном округе (+14,8%), Новосибирской области (+14,6%), Кемеровской области (+13,8%) и Дагестане (+13,3%). Жители этих регионов не стеснялись тратить в розничных магазинах больше, чем в прошлом году.
Не восстановились до уровня 2021 года продажи потребительских товаров в Севастополе (—16,1%), Астраханской области (—11,3%), Крыму (—10,7%), Карачаево-Черкесии (—10,4%), Брянской области (—9,1%), Вологодской области (—8,6%), и Москве (—4,8%).
«В первом и во втором кварталах 2023 года население направляло большую долю своих текущих доходов на покупку товаров и услуг и меньше сберегало по сравнению с предшествующими тремя кварталами 2022 года, что свидетельствует об ослаблении сберегательной модели поведения и оживлении потребительской активности. Причем по сравнению с прошлым годом особенно выросли покупки непродовольственных товаров, в том числе длительного пользования, с приобретением которых потребители прежде решили повременить, предпочитая сохранять деньги в резерве», — говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова.
По ее словам, также высокими темпами растет оборот общественного питания. Улучшению потребительских настроений способствует начавшийся в 2023 году рост доходов населения, а также адаптация россиян к новой экономической реальности. Однако об устойчивом потребительском оптимизме говорить преждевременно. После первого квартала население все-таки снизило долю доходов, направляемых на покупку товаров и услуг.
В регионах с высоким ростом розницы увеличение доходов населения было сильнее, чем в среднем по стране. В целом доходы ускорили рост благодаря увеличению заработных плат на фоне кадрового дефицита и социальных выплат.