На Южном Урале объемы продаж новых автомобилей по итогам 2022 года упали в три раза по сравнению с допандемийным 2019 годом, сообщили в Ассоциации автодилеров Челябинской области. Инфраструктура продаж продолжит меняться в 2023 году, дефицит популярных марок и комплектаций сохранится, а некоторым дилерам придется покинуть рынок. О том, какие тренды укрепятся в автобизнесе в этом году, выяснял корреспондент Bfm74.ru.
На крутых виражах
По данным «Автостата», в 2022 году объемы отечественного автомобильного рынка сократились почти вдвое — на 1,1 млрд рублей (к уровню 2021 года), до 1,5 млрд рублей.
«В мае 2022 года объемы продаж новых легковых автомобилей в стране достигли своего минимума, но затем от месяца к месяцу показатели росли, установилась положительная динамика в сфере продаж. В октябре произошло небольшое снижение — минус 2,5% к сентябрю 2022 года, однако в ноябре и декабре авторынок снова демонстрировал рост к предыдущим месяцам (+19% и +10% соответственно)», — утверждают аналитики «Автостата».
По данным Минпромторга России, в 2022 году на российском авторынке было продано около 800 тыс. автомобилей. «Автостат» приводит несколько иные цифры — 626 тыс. автомобилей (-59% к 2021 году) с учетом продаж по параллельному импорту.
«До марта стоимость новых автомобилей возрастала, поскольку были введены санкции. Возник дефицит определенных марок машин, но объем продаж еще держался на уровне 2021 года. В апреле последовал откат по ценам за счет изменения структуры авторынка — премиальных позиций оставалось все меньше, тогда как автомобили массового сегмента стали более востребованы», — уточнили в «Автостате».
Средневзвешенная цена по новым автомобилям, реализуемым на территории Российской Федерации, в начале года составляла 1,6 млн рублей, к концу прошлого года она выросла до 2,3 млн рублей.
Объемы продаж новых автомобилей в 2022 году сложились в следующий пазл: «Лада» заняла 28% авторынка, «Киа» — 10,5%, «Хендай» — 8,6%, «Рено» — 6,8% (за счет больших запасов на складах). В результате новых вызовов в экономике изменилась структура авторынка. В декабре 2021 году на долю России приходилось более 21% рынка, китайские производители занимали 21%, Европа — 28%, Корея — 21%. В декабре 2022 году доля отечественного автопрома выросла до 37%, Китая — до 37%, присутствие европейских марок авто сократилось до 7%, корейских — до 11%. Импорт в 2022 году был представлен преимущественно китайскими брендами.
Новые дилеры в деле
Объемы продаж новых автомобилей в Челябинской области сократились в три раза по сравнению с периодом до пандемии коронавируса.
«Прошлый год был самым тяжелым в истории отечественного авторынка. Но если возникают трудности, то есть и пути их решения, поэтому, думаю, что 2023 год принесет больше позитива для автобизнеса. По объемам продаж и ассортименту марок автомобилей 2023 год будет лучше прошедшего. Понятно, что 2023 год нельзя сравнивать с 2006 или 2015 годами, когда были экономические кризисы, сейчас ситуация иная», — говорит президент Ассоциации автодилеров Челябинской области Александр Рулевский.
По его словам, уже есть задел для позитивных изменений в 2023 году: «Автоваз» объявил, что работники вышли после новогодних праздников на шестидневную рабочую неделю, в планах — раскрутить производство не только на основной площадке, но и на тех, что перешли к «Автовазу» после ухода иностранных инвесторов.
«При этом прежнего ассортимента, который мы могли наблюдать два-три года назад, ждать все-такие не стоит. Многие производители покинули российский рынок. Иномарки будут присутствовать, поскольку действует параллельный импорт, но объемы поставок пока в этом сегменте очень скромные. Если говорим про импорт — это будут поставки машин из Китая от официальных дилеров крупных концернов», — уточнил Александр Рулевский.
Вопрос цены остается неопределенным на 2023 год, поскольку на конечную стоимость влияет множество факторов, в том числе продление льготных программ по кредитованию. При благоприятных экономических условиях цены на новые Lada будут снижаться в 2023 году, но если будет преобладать негативный сценарий, то дисконт отменят.
«Челябинск несколько лет назад уже перешагнул отметку первичного насыщения рынка, когда в среднем на семью полагался один автомобиль, к 2022 году пришло время обновить транспортное средство. Поэтому к лету 2023 года есть вероятность, что покупательский спрос возрастет, и если дилеры сумеют удержать адекватные цены на свою продукцию, то продажи их продукции однозначно вырастут. Если же цены на отечественные автомобили продолжат расти, то есть риски потерять долю авторынка, уступив ее новым игрокам — китайским брендам», — пояснил он.
Для иностранных автоконцернов уход с российского рынка обернулся большими потерями — ежегодно они продавали в России около 2 млн автомобилей, а это большие деньги. Теперь в доходах зарубежных автоконцернов «дыра» и логично, что они будут искать новые варианты выхода на российский рынок — через параллельный импорт, через сотрудничество с китайскими производителями. В связи с этим стоит прогнозировать размытие самого понятия «дилер», по сути, уже сегодня им может называться любой человек, перегоняющий автомобили по заказу физлиц.
«Понятие „дилер“ становится весьма условным. Сегодня многие физлица, поставляющие машины по параллельному импорту из Арабских Эмиратов, считают себя автодилерами, но риски покупки таких автомобилей очень высоки. Гарантии производителя нет, сервисного обслуживания в городе, где эксплуатируется экспортный автомобиль, тоже не будет. К тому же такие машины зачастую не адаптированы к уральским климатическим условиям и качеству нашего топлива», — говорит Рулевский.
Он не исключает, что дилерская сеть в регионе заметно изменится в 2023 году, поскольку в рынок придут новые компании, новые люди.
Пробег не помеха
В ситуации, когда цены на новые автомобили только растут, челябинцы все чаще делают выбор в пользу машин с пробегом возрастом 5-7 лет.
По данным экспертов «Авито.Авто», средняя стоимость автомобиля с пробегом в Челябинской области в 2022 году составила 350 тыс. рублей. На долю региона по итогам 2022 года пришлось 2,8% от общего количества продаж автомобилей с пробегом в стране.
Эксперты платформы составили рейтинги самых продаваемых на рынке авто с пробегом в 2022 году моделей в трех ценовых сегментах: до 1,5 млн рублей, от 1,5 млн до 3 млн рублей и свыше 3 млн рублей. Некоторые модели вошли в топ-10 по объему продаж сразу в нескольких ценовых сегментах. Как разъясняют эксперты «Авито.Авто», эти модели, как почти новые экземпляры с небольшим пробегом, так и постарше, покупатели считают достаточно надежным и практичным выбором.
«Наиболее востребованной моделью на рынке автомобилей с пробегом дороже 3 млн рублей в Челябинской области стала Toyota Land Cruiser. На долю модели пришлось 6,7% продаж в данном сегмента. На втором месте — Toyota Land Cruiser Prado, доля в продажах составила 6,1%. Третью позицию занимает Toyota Camry с долей в продажах 3,4%. Замыкают топ-5 самых продаваемых авто с пробегом дороже 3 млн рублей в Челябинской области BMW X5 и Kia Sportage. На долю каждой модели пришлось по 2,9% продаж в данном сегменте», — сообщили Bfm74.ru эксперты «Авито.Авто».
Рейтинг наиболее продаваемых на рынке автомобилей с пробегом моделей в Челябинской области по результатам 2022 года в ценовом сегменте от 1,5 до 3 млн рублей возглавляет Kia Sportage с долей в продажах 5%. Второе место занимает Toyota Camry, на долю модели пришлось 4,8% продаж в сегменте. На третьей позиции — Toyota RAV4 с долей в продажах 3,6%. Замыкают топ-5 Hyundai Creta и Volkswagen Tiguan, на долю моделей пришлось 3,2% и 2,6% продаж соответственно.
Самой востребованной моделью на рынке автомобилей с пробегом в ценовой категории до 1,5 млн рублей в Челябинской области в 2022 году стала ВАЗ (LADA) Priora с долей в продажах 3,5%. Вторую строчку рейтинга занимает ВАЗ (LADA) Granta, на долю модели пришлось 2,9% продаж в данном сегменте. Третье место разделили ВАЗ (LADA) 2110 и ВАЗ (LADA) 2114 Samara, на долю моделей пришлось по 2,8% продаж. Также в топ-5 вошла ВАЗ (LADA) Kalina с долей в продажах 2,6%.