С 1 декабря в России вступил в силу обновленный механизм расчета утилизационного сбора на автомобили. Главное новшество: для физических лиц размер платежа теперь зависит не только от объема двигателя, но и от его мощности. Сайт Bfm74.ru разбирается, кого затронут изменения и как они отразятся на рынке.
Для автовладельцев, ввозящих машины мощностью до 160 л. с. для личного пользования, правила остаются прежними. Сохраняются льготные ставки в 3,4 тысячи рублей для новых авто и 5,2 тысячи рублей для моделей старше трех лет. По оценке министра промышленности и торговли России Антона Алиханова, машины с двигателем менее 160 л. с. — это около 80% существующего автопарка страны.
«Мы не распространяем повышенный утилизационный сбор на физлиц, которые ввозят автомобили до 160 л. с. Если посмотреть на текущий парк автомобилей в стране, то почти 80% текущего парка автомобилей — это автомобили до 160 л. с.»,— подчеркнул глава Минпромторга.
Повышение утильсбора должно было произойти 1 ноября, но срок сдвинули на месяц. Перенос даты вступления новых правил в силу позволил россиянам ввезти ранее заказанные автомобили по старым правилам. Челябинская таможня сообщала, что за ноябрь в регион привезли 160 машин, и это в 2 раза больше, чем годом ранее. Новые правила не затрагивают тех, кто оплатил утильсбор до их вступления в силу.
Изменения касаются владельцев мощных автомобилей (свыше 160 л. с.), особенно санкционных иномарок, которые официально ушли из России, уверяют эксперты. Под действие новых правил попадут, в частности, BMW X5, BMW X3, Hyundai Palisade, Hyundai Tucson, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan, Mercedes GLE, Porsche Cayenne. Так, утильсбор на Volkswagen Tiguan составит 794 тысяч рублей, на BMW X3 — 952 тысяч рублей, на Toyota RAV4 — 1,97 миллиона рублей, на Hyundai Palisade — 2,18 миллиона рублей, на BMW X5 — 2,76 миллиона рублей, на Toyota Camry 3.5 — 2,9 миллиона рублей, на BMW M5 — 4 миллиона рублей. На автомобили типа Kia Rio, Hyundai Creta, Volkswagen Polo изменения не распространяются.
Базовая ставка утильсбора для легковых авто составляет 20 тысяч рублей. Ее дополняет коэффициент, учитывающий мощность и объем двигателя, возраст автомобиля. Планируется ежегодное повышение ставки на 10-20% до 2030 года. Глава Минпромторга уверен, что на стоимость машины влияют не сумма утильсбора, а волатильность курсов валют, затраты на логистику и ставки автокредитов.
Председатель Челябинского движения автомобилистов Алексей Бруй считает, что все приличные машины имеют мощность больше 160 л. с., а новый утильсбор вызовет спад рынка.
«Новый утильсбор — это заградительные пошлины. Они действуют не только на премиальные машины, а также на гибриды, электрокары. Хотя эти направления должны развивать. Цены у российских производителей в 2-3 выше, чем на китайские машины. Стоимость сейчас нереальная. Ничего хорошего это не принесет. Цены продолжат расти, а рынок упадет еще ниже, потому что покупать станут меньше»,— говорит он.
Челябинский эксперт также считает, что произойдет перегрев рынка машин с пробегом. Цены в этом сегменте тоже вырастут.
По данным Минпромторга, за десять месяцев этого года было продано 1,2 миллиона автомобилей во всех сегментах. Это на 22% ниже, чем за аналогичный период 2024-го. За весь 2025-ый, как предполагают в ведомстве, реализуют 1,5 миллиона машин.
Директор департамента автомобилей с пробегом компании «Рольф» Вадим Черноусов говорит о том, что новый расчет утильсбора повлияет на цены только узкого сегмента автомобилей, в первую очередь, премиальных моделей, в пределах 150 тысяч рублей, что составит 1-4% от цены в зависимости от комплектации. На массовые же марки подорожания он не ожидает.
Эксперты автосферы считают, что сильнее всего на фоне новых правил утильсбора подорожание скажется на новых машинах и 3-4-летних иномарках, а вот для авто 8–10 лет влияние от повышения утильсбора будет минимальным. Председатель Челябинского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец прогнозирует старение автопарка.
«Зачем нужна конкуренция? Чтобы товары бесконечно не дорожали. Убирая конкуренцию, мы существенно ограничиваем количество игроков на рынке. Конечно, цены будут значительно выше. Может быть, повысится покупательская способность. Но, наверное, меньше будем покупать новые автомобили. Автопарк просто будет стареть. Он и так достаточно старый: больше половины автомобилей старше 15 лет. Это скажется на безопасности дорожного движения. Старение автопарка не улучшит ситуацию на дорогах»,— пояснил он.
Изменение в расчетах утильсбора имеет несколько целей. Одна из них — борьба с «серым» импортом. За последние годы доля автомобилей, ввозимых физлицами, резко выросла: с 23% в первом квартале 2021-го до 76% в третьем текущего года. Зачастую такие машины потом перепродавали.
«Сформировались искусственные преимущества для ввоза физлицами по сравнению с официальным рынком и дилерами. Для нас это прямой показатель ухода рынка в серый нецивилизованный сегмент, в котором участники этого процесса также пренебрегают уплатой положенных налоговых платежей, по сути являясь полноценными коммерческими игроками. Это также стало предпосылкой для формирования нового подхода к расчету утильсбора»,— отмечает Антон Алиханов.
Индексация утильсбора призвана сделать ввоз готовых машин менее выгодным, побуждая автоконцерны переносить производство в Россию и развивая выпуск авто внутри страны. Доля отечественных автомобилей выросла с 44% в 2024 году до 55% в 2025-м. С российских конвейеров сошло более 677 тысяч машин, что на 12% меньше, чем годом ранее. Алексей Бруй говорит, что при локализации утильсбор возвращается заводу, и это могло бы привести к снижению стоимости, но цены на автомобили все равно высокие.
По данным Минпромторга, в России перезапустили более 80% автозаводов, которые принадлежали иностранцам. Суммарная мощность составляет 1,6 миллиона автомобилей. Почти 30 тысяч рабочих мест удалось сохранить. За десять месяцев на перезапущенных площадках выпущено 300 тысяч автомобилей, что в 1,4 раза больше, чем за такое же период 2024 года. «Сейчас мы ориентируемся на собственную технологическую независимость», подчеркивает Антон Алиханов.
По оценкам экспертов, в массовом сегменте ожидается повышение цен на машины на 2-3%, в премиум-сегменте — на 10-15%. На электромобили и гибриды стоимость может вырасти на 10-20%.С 1 января 2026 года ожидается второе повышение утильсбора в рамках принятой в 2024 году программы поэтапного увеличения тарифов.