Очки в роговой оправе, бороды, велосипеды ХВЗ «Старт-шоссе», пленочная «мыльница». Так представляют в мемах хипстеров из 2000-х. Россияне тогда постили фото в только что появившемся Instagram (компания Meta, владеющая социальной сетью, признана экстремистской и запрещена в России) и одновременно ностальгировали по СССР. Все внезапно стали фотографами. А чтобы быть не как все, надо было снимать на винтажный пленочный аппарат. Мода на пленочную фотографию внезапно вернулась в Челябинск в 2020-х. Да так, что лаборатории UralFilmLab пришлось срочно расширяться и увеличивать поставки. Корреспонденты Bfm74.ru побывали на работе у фотолюбителей и узнали, как аналоговая съемка снова стала популярной, при чем здесь нейросети и почему мини-лабы в регионах стали сильнее московских фотомастерских.
Аналоговая съемка переживала настоящий бум в 2000-2005 годах, вспоминает основатель фотолаборатории UralFilmLab Дмитрий Булатов. Продажи тогда были рекордными для России. Но на пленку снимали не только, чтобы прослыть «небыдлом». Первые цифровые фотоаппараты стоили почти 1 тыс. долларов (доллар был по 30, правда, эх), а бесплатный дедушкин «Зенит» лежал на антресолях.
Это Дмитрий Булатов
Дмитрий — фотолюбитель с большим стажем. Сначала он проявлял фото для себя и друзей. В какой-то момент дома перестало хватать места. В доковидном 2019 году появилась первая лаборатория в промзоне на Российской. Хобби постепенно захватывало все больше времени (и пространства). Оказалось, пленочная фотография снова нужна людям, несмотря на то, что это уже тогда было дорогое удовольствие.
Потом случился ковид. Катушка пленки подорожала в три раза. Но и это не отпугнуло фотолюбителей. Чтобы получить свои 36 кадров, сейчас нужно потратить минимум 1,5 тыс. рублей (включая пленку и сканирование). Хорошие «мыльницы» стоят на «Авито» от 20 тыс. рублей и больше. Leica Minilux, например, 1995 года можно купить за 130 тыс. рублей.
«С началом пандемии всю химическую промышленность переориентировали на производство медикаментов. Пленка Kodak, например, в розничном магазине в Европе стоила в 2019 году 1,75 евро. Сейчас ее цена — 6 евро. Рост в три с лишним раза. А это основной расходник», — рассказывает Дмитрий Булатов.
Потом случился февраль 2022 года. Фототовары попали под санкции, и зарубежные производители просто запретили отправлять их в Россию. Многие крупные фотомастерские парализовало. Как работать с китайскими или российскими расходниками? Где брать химию для проявки? Как наладить поставки? Им было сложно поворачиваться, некоторые закрылись, а маленькая UralFilmLab смогла быстро сориентироваться.
Чтобы сделать товар хоть сколько-нибудь доступным, стали перематывать в катушки по 36 кадров кинопленку с больших бобин. Возить партии стали через Казахстан. Стоимость, конечно, выросла еще на 40% из-за всех пересылок, но жить можно. Плюс, пригодился фотолюбительский опыт Дмитрия, и его алхимические эксперименты с недорогими составами для проявки.
Этим летом UralFilmLab переехали в двухкомнатную квартиру на Теплотехе. Сейчас — это общее дело. Кроме Дмитрия Булатова, есть еще два Дмитрия — Кочергин и Кайгородов. В кухне рядом с раковиной оборудовали емкости с растворами для проявки, в ванной сушат пленку на прищепках. В одной из комнат стоят сканеры с мониторами — с их помощью негативы оцифровывают, попутно проводя цветокоррекцию.
Сейчас UralFilmLab — один из немногих продавцов фотопленки в Челябинске. Купить ее можно в кафе «Культ» на улице Свободы. Когда начинали в 2019 году, покупателей было немного. Теперь советский сервант в «Культе» ломится от конвертов с проявленной пленкой.
Каждый год количество покупателей увеличивается примерно на 20%. Сейчас объемы рекордные — 160-200 пленок в месяц. Это 4 рабочих дня в неделю по 12 часов. На проявку одной пленки уходит около 45 минут, не считая сушки.
Это сканер
Пленочная фотография — это дорого, долго и в целом не очень удобно. Почему тогда люди продолжают этим заниматься? У наших собеседников несколько теорий на этот счет. Во-первых, это, правда, модно, и людям хочется приобщиться к некоему сообществу. Хипстеров уже нет, а дело их живет. Во-вторых, россияне, которым сейчас от 20 до 100 лет, воспитаны на цветовосприятии пленочной фотографии. Желтоватые снимки с приглушенными цветами нравятся нам, потому что мы видели такие фото в семейных альбомах.
Это Дмитрий Кочергин
«50 лет мы воспитывались на восприятии фото с цветной пленки. Поэтому для нас это сочетание цветов более гармонично. Это культурный код, который в нас заложен. Сейчас многие цифровые фотографы делают цветокоррекцию под пленочную фотографию. Компании делают пресеты, чтобы обработка была один в один „под пленку“. Нейросети могут обрабатывать фото так, что их нельзя отличить от пленочных. Но все это не то. Каждая пленочная фотография уникальна — там могут быть непредсказуемые аберрации, артефакты, которые не сможет изобразить машина. Поэтому нейросети точно не убьют пленочную фотографию», — говорит Дмитрий Кочергин.
Это фотоувеличитель
Сам он увлекается альтернативными способами печати фотографий. В этих процессах используются старинные или экспериментальные технологии. Результат абсолютно непредсказуем и художественно красив за счет дефектов, искажений, случайных пятен. Такие фотоработы точно не сможет сделать нейросеть, потому что каждая из них уникальная и авторская.
Дмитрий Кайгородов говорит, что людей в пленочной фотографии еще привлекает эффект киндер-сюрприза. Тоже ностальгическая отсылка к детству.
«Вот, ты отщелкал 36 кадров, но не знаешь, что получилось. У тебя не было возможности посмотреть результат на дисплее. Ты сдаешь пленку в лабораторию. Там с твоими снимками происходит что-то магическое. Ты ждешь результат. Получаешь свои фотографии. Иногда на них что-то совершенно непредсказуемое», — рассказывает Дмитрий Кайгородов.
Это Дмитрий Кайгородов
В UralFilmLab считают, что у пленочной фотографии есть будущее. Более того, ее популярность будет только расти. Людям в мире дипфейков, картинок от искусственного интеллекта и сфабрикованных новостей хочется чего-то подлинного. Работы пленочных фотохудожников со временем будут цениться выше, потому что станут редкими. Стоимость расходников тоже будет, конечно, расти.
«Ну а мы будем к этому готовы! К нам сейчас присылают пленку на проявку и сканирование и из других регионов. Мы планируем, что в ближайшие годы таких заказов будет больше, и мы будем работать на весь российский рынок», — рассказывает Дмитрий Кайгородов.
Тренд на аналоговые носители затронул не только фотографию, но и музыку. Недавно мы беседовали о том, как винил стал новым биткойном с руководителем старейшего музыкального магазина в Челябинске.