Подписывайтесь
На главную
Радио Business FM Челябинск on air
слушать прямой эфир
103.43 -0.52 109.01 -1.47
«Налоговые риски»: чья компетенция?



В последнее время хорошим тоном для крупных российских компаний стало создание у себя структурных бизнес-подразделений, условно их можно назвать, корпоративные налоговые службы, которые том числе занимаются управлением налоговых рисков.

Я бы определила их как вероятность возникновения дополнительных налоговых платежей в бюджет.

Вполне естественно, что любая компания и любой собственник, которые заботятся о своём финансовом положении, не могут игнорировать налоговые риски. Другое дело, что далеко не многие могут позволить себе создание специальной корпоративной службы, которая будет ими заниматься. В связи с этим возникает вопрос, а можно ли эффективно управлять налоговыми рисками, обходясь имеющимися ресурсами?

Традиционно в российских компаниях, ответственным за «налоги» назначают главного бухгалтера и бухгалтерскую службу. Наш опыт показывает, что даже самый квалифицированный бухгалтер не всегда имеет возможность отследить налоговые риски и свести к минимуму их негативные последствия.

Например, одним из налоговых рисков является риск нарушения налогового законодательства. Он возникает не только потому, что в налоговый кодекс едва ли не каждый месяц вносятся изменения и дополнения, которые физически сложно отследить, но ещё и потому, что зачастую ключевое значение в регулировании налоговых отношений отводится судебной практике. А подходы судов к налоговым спорам у нас также весьма изменчивы.

А значит и компании при планировании хозяйственной деятельности должны не просто учитывать позиции судов, но и регулярно отслеживать правоприменительную практику.

Опять же по опыту наших клиентов мы можем сказать, что как правило внутри компании взаимодействие юридического департамента и бухгалтерской службы на управление налоговыми рисками не направлено.

В лучшем случае юристы дают консультации бухгалтерии по правовым вопросам и ограничиваются анализом договоров, не уделяя внимания налоговым последствиям. А чаще всего «домашние юристы» начинают заниматься налоговыми вопросами уже после того, как эти вопросы переросли в проблемы, и на это указал инспектор.

Есть ли выход из ситуации? Да есть — это правильная организация взаимодействия бухгалтерской и юридической служб компании. В качестве первых шагов, которые не требуют дополнительных затрат и в то же время направлены на выстраивание этого взаимодействия, мы можем назвать следующие:

1. Определить конкретного сотрудника (их может быть несколько) из юридического отдела, который будет отслеживать изменения в налоговом законодательстве и судебной практике именно по налоговым спорам, а также его обязанностью будет анализ налоговых последствий тех сделок, которые компания заключила, и особенно предстоящих сделок.

2. Определить круг спорных вопросов по налогам (особенное внимание уделить тем способам и методам оптимизации налогов, которые уже существуют в компании) и прицельно отслеживать изменения в законодательстве и судебной практике по данным темам.

3. Юридической службе регулярно готовить отчёты по обозначенным вопросам.

4. Формализовать взаимодействие между юридической и бухгалтерской службами, разработав регламент.

Подписывайтесь на telegram-канал Bfm74.ru,
чтобы не пропустить новости и аналитику от экспертов
Знаете о произошедшем больше или есть, что рассказать? Напишите нам или позвоните телефону +7-902-603-60-40

Это интересно

Последние материалы

«Онлайн ТВ». LIVE