Суммы штрафов могут доходить до 100 процентов стоимости товаров. Однако поставщики оспаривать невыгодные для себя условия не спешат.
«В ходе изучения этого вопроса мы столкнулись с тем, что у предпринимателей появились какие-то пункты в договорах, которые, на наш взгляд, не выгодны предпринимателям. Но предприниматели по этим пунктам договоров в антимонопольный орган не обращаются. Видимо, для них все это выгодно. Например, в соответствии с законом о торговой деятельности должны поставщики продуктов питания предоставить сопроводительные документы, нормальные и правильные сопроводительные документы. И если имеет место просрочка предоставления этих документов, то тогда возможны штрафные санкции. Так вот эти штрафные санкции очень резко выросли. Где-то в районе 15%, а где-то есть 100% от всего поставленного товара», — говорит руководитель регионального УФАС Анна Козлова.
Подобные пункты в договорах — стандартная практика, отмечает директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. Только пока поставщики не понимают, как это можно оспорить.
«В договорах у многих крупных торговых компаний есть пункт о непоставке. На мой взгляд, непоставка и поставка с отсутствием документов — это одно и то же. То есть, тогда нужно в принципе оспорить пункт о штрафных санкциях за недопоставку. Но это тоже неправильно, ведь ответственность должна быть с обеих сторон. Антимонопольная служба со своей стороны должна дать разъяснения, УФАС считает, что цифра не должна, допустим, превышать столько-то процентов от стоимости поставки. И тогда уже, когда это будет определено, все будут стремиться к выполнению этого пункта. А когда это вообще не прописано, тогда будет бардак, что, собственно, неправильно», — говорит Грибанов.
Отметим, в целом, по данным УФАС, проверки торговых сетей показывают, что ритейлеры на Южном Урале привели свои договоры с поставщиками в соответствие с последними поправками в закон о торговле. Эти изменения, в частности, предусматривали снижение входных бонусов с 10 до 5 процентов.