Одним из самых популярных методов маркетинговых исследований является проведение фокус-групповой дискуссии. Когда он актуален, как работает и что позволяет узнать − поговорим об этом в данной статье.
Фокус-группа (фокусированное интервью, фокус-групповая дискуссия) — это что-то вроде «круглого стола» с целевой аудиторией, где профессиональный модератор общается с участниками на определенную тему с целью понять их предпочтения, глубинные мотивы выбора, выявить наиболее значимые свойства товара и т.д. Во время беседы респонденты находятся в свободной и непринужденной обстановке, высказывают свое мнение, делятся опытом использования продукции, обсуждают преимущества и недостатки изучаемого товара или компании. Как правило, организовать и провести подобную дискуссию помогает маркетинговое агентство https://sarmont.by/. Среди компаний, оказывающих такую услугу в Минске, − компания SARMONT, одним из основных направлений деятельности которой как раз являются маркетинговые исследования.
Когда актуальна фокус-группа
Обычно данный метод помогает:
- Выявить и изучить глубинные мотивы поведения потребителей, потребительские предпочтения, факторы выбора.
- Оценить имидж, отношения потребителей к компании, торговой марке.
- Провести тестирование и оценку концепций новых продуктов.
- Выяснить отношение к рекламе компании, дизайну упаковки, тестированию рекламных концепций и т.д.
Как проводится фокус-групповая дискуссия
Для проведения фокус-группы разрабатывается методология исследования, составляется сценарий беседы (исходя из целей и задач проекта), определяются требования к участникам дискуссии, проводится рекрут (подбор) респондентов. Можно назвать такие основные характеристики организации фокус-группы:
- Численность группы — 8−12 человек.
- Длительность дискуссии достигает 1,5−2 часа.
- Участники группы подбираются с учетом целей исследования и составленного портрета респондента (скринера).
- Дискуссию ведет профессиональный модератор, обладающий необходимыми навыками.
- Беседа проходит в специально подготовленном помещении (круглый стол, комфортная обстановка, не отвлекающая внимание респондентов и т.д.)
Таким образом, во время подобной дискуссии происходит общение с потенциальными или действующими покупателями или клиентами компании. В ходе нее можно в прямом смысле слова услышать и понять своего потребителя.
Преимущества и особенности метода
В ходе дискуссии модератор должен уметь создать максимально комфортные условия для респондентов, чтобы они были открытыми и откровенными. Модератор управляет дискуссией, направляет ее согласно сценарию, дает высказаться всем участникам, просит пояснять высказанные мнения, чтобы раскрыть глубинные мотивы и предпочтения. При этом модератор не должен навязывать свое мнение, задавать наводящие вопросы, высказывать оценочные суждения. Также немаловажный фактор успешной фокус-группы https://sarmont.by/metody/fokus-gruppy/ — это соответствующее необходимым стандартам помещение, которое будет располагать респондентов к беседе.
Данный метод может применяться как самостоятельно, так и совместно с другими методами − в зависимости от целей исследования. В сочетании с количественными исследованиями фокус-группы могут значительно увеличить результативность маркетингового исследования. В результате можно понять на чем фокусировать усилия, как улучшить продукт так, чтобы он соответствовал ожиданиям потребителя.