Самый крупный челябинский производитель — «Первый хлебокомбинат» — повысил стоимость еще на прошлой неделе. До этого компания сдерживала цены на протяжении трех лет. Однако дальше игнорировать различные факторы — от роста стоимости сырья до увеличения НДС — просто невозможно.
«Более-менее стабильная ситуация была — не было повышения. Сейчас составляющая начала расти. И я статьи вам могу сказать. Увеличилось сырье, упаковка, автоуслуги. Очень значительно подорожали, вы сами, я думаю, видите всю ситуацию на рынке. Коммунальная платежи, индексация заработной платы. Мука за последний год более 25 процентов рост показал по 18-ому году. Все эти моменты, естественно, они влекут за собой увеличение стоимости, и мы вынуждены, естественно, поднять отпускные цены», — говорит директор по продажам «Первого хлебокомбината» Сергей Константинов.
В целом представители хлебокомбинатов и пекарен об изменении цен говорят неохотно. Многие от комментариев отказались в категоричной форме. Не исключено, что это связано с позицией УФАС. Антимонопольщики пристально следят за поведением игроков на рынке и фильтруют все публичные выступления. Нередко за ними следуют предостережения. Мы опросили с десяток торговых точек. Там подтвердили рост стоимости хлебобулочных изделий.
«Мы со своей стороны, то есть наш магазин, на социально-значимый хлеб — батоны, хлеб уральский, такой каждодневный, не булки там эдакие и пирожки, а именно такой хлеб — мы со своей стороны цену не меняли. Чтобы удержать покупателя. Чтобы его не шокировать, не травмировать. Потому что на самом деле это критично. Он там стоил, допустим, 26 рублей, если повысить — будет стоить 34, то для хлеба это критично. Вы же понимаете, что это дойдет когда-то до такой позиции, что я в ноль-то тоже торговать не могу. Повышение у нас вообще каждый год. Для нас в торговле это привычно. Перед Новым годом, я думаю, что все это замечают, повышаются цены на товар. При росте евро\доллара повышаются. Резонанс в том, что это именно хлеб повысился, а не какая-то другая продукция», — рассказала категорийный менеджер гипермаркета «Теорема» Ирина Краскина.
Вместе с тем, ситуация в хлебопекарной отрасли стабильная. По крайней мере, так заверили в Российской гильдии пекарей и кондитеров. Капитализация рынка превышает 700 миллиардов рублей. По данным гильдии, за последние 10 лет цены всегда увеличивались в пределах инфляции. Это характерно для продукции первого и второго сортов. Изделия из ржаной и пшеничной муки дорожают еще медленнее. По словам замдиректора Российской гильдии пекарей и кондитеров Александра Матвеенко, скорректировать стоимость и насытить рынок может развитие малого бизнеса в отрасли.
«Если мы говорим о прибыли, которая будет оставаться у хлебопека, она также сможет пойти на модернизацию, прежде всего, его производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Это рынок будет наполняться комфортной ценой. Потому что только сам хлебопек знает размер и будет знать размер кошелька своего потребителя. Он будет его знать в лицо. И он сможет в рамках своего ценового лага формировать цену для различного клиента и покупателя. Он не будет тратить деньги на логистику. Не будет тратить на наценку, которую ритейл на сегодняшний день на 30 процентов увеличивает», — прокомментировал эксперт.
Матвиенко прогнозирует пятипроцентный рост цен на хлебобулочные изделия по итогам года, если не будет дополнительных факторов. Во-первых, на стоимости может сказаться закупка зарубежного сырья. Во-вторых, непонятно, какую наценку будут устанавливать ритейлеры. В-третьих, неясно, будут ли меняться налоги. Таким образом, сколько будет стоить хлеб в конце года — пока загадка.