Страховые компании в России почти прекратили ремонтировать автомобили после ДТП по ОСАГО. Доля таких авторемонтов сократилась с 9-11% в начале года до единичных случаев, сообщают «Известия» со ссылкой на Российский союз автостраховщиков.
Ранее в РСА предлагали увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать б/у запчасти, которые не влияют на безопасность автомобиля. Однако в Банке России инициатива не получила поддержки в связи с увеличением сроков ремонта по ОСАГО в этом случае. К тому же разрешение применять б/у детали, по мнению регулятора, может привести к снижению уровня безопасности на дорогах.
Закон об ОСАГО позволяет страховщикам компенсировать потерпевшим убытки как за счет ремонта, так и деньгами. В целом за год доля ремонта уменьшилась с 9% в 2021 году до 5% в 2022-м, отметили в пресс-службе Центробанка.
«В ряде страховых компаний также подтвердили снижение доли компенсаций в виде ремонта. Однако при денежной выплате в условиях подорожания запчастей клиенты часто сталкиваются с тем, что суммы оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта», — сообщила «Известиям» заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.
В настоящее время для новых машин отдельных категорий запчастей на российском рынке недостаточно, и использование б/у-деталей могло бы стать выходом из сложной ситуации, но законодательно этот процесс еще не регламентирован.
«Стремительное снижение числа авторемонтов по ОСАГО вполне закономерно, поскольку в условиях удорожания запчастей, особенно импортного производства, страховым компаниям стало невыгодно самим производить ремонт. Примечательно, что ранее они сами же настаивали на том, чтобы им разрешили заниматься ремонтами — тогда было выгодно. Это коммерческие компании, цель которых — извлечение прибыли, поэтому их стратегии меняются в зависимости от условий рынка», — считает руководитель регионального отделения движения автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй.
По его словам, если речь идет об использовании подержанных деталей и запчастей страховщиками, то риски минимальны при замене кузовных деталей — бампера, крыла, зеркал. Если речь о запчастях, которые под капотом автомобиля, то риски очень высоки, поскольку контролировать износ и безопасность таких деталей сложно.
«Использование бу-деталей по ОСАГО приведет к росту числа исков в суд, поскольку не всех устроит качество такого ремонта. Если речь о замене тормозных дисков, тормозного цилиндра, пружин подвески, то риски при использовании бу-запчастей высокие. Для владельца ОСАГО в этом случае лучше получить денежную выплату и самому определиться с ремонтом», — уточнил Алексей Бруй.
Рынок авторазборов получит «вторую жизнь», если страховым компаниям разрешат применять подержанные запчасти для ремонтов по ОСАГО, считает эксперт. В настоящее время сфера реализации б/у-запчастей имеет весьма скромные обороты, поскольку в основном покупатели продукции — те, кто приобрели автомобиль не по карману.