На коробки нанесут QR-код или штрих-код, по которым можно будет узнать информацию о происхождении товара. Эксперимент по маркировке обуви начнется 1 июня. Соответствующий закон приняла Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Производители обуви поддерживают нововведения. Особенно сложная ситуация с контрафактной продукцией в приграничных регионах России, в том числе на Южном Урале, говорит гендиректор компании «Юничел» Владимир Денисенко.
«Президент сказал, что контрафакта у нас около 33 процентов, а я считаю, что больше, до 40 процентов. И все знают, где она, эта обувь. В любой крупный магазин зайди и если там очень сильно воняет и „адидасы“, „найки“, „рибоки“ стоят на полках и так далее, по 200–300 рублей — вот она, контрабанда. Ее никто не „хватает“, хотя она на каждом углу. Никто ее не проверяет, никто не кричит „держите вора!“.
Вводится система с кодами, которая будет характеризовать кто произвел, из чего сделана обувь и даже места продажи. Можно будет определить идентифицировать эту обувь. Хотя, с другой стороны, у нас все подделывают и это могут подделать», — говорит Денисенко.
Изначально туфли и ботинки хотели чипировать, как шубы, однако обуви в России продается в разы больше, потому систему решили упростить. Это позволит, с одной стороны, сократить расходы на маркировку и сохранить стоимость обуви на прежнем уровне. В целом же серьезных изменений в ценах и ассортименте крупных магазинов не ожидается, комментирует директор челябинского филиала торговой сети «Белвест» Наталья Живрина. По ее прогнозам, на работу крупных сетей закон не повлияет:
«Продавцы, которые работают напрямую с производителями, у них не будет никаких проблем. Например, мы являемся официальными представителями производства компании „Белвест“. Мы напрямую получаем с фабрики эту обувь. Хоть чипированная она, хоть нечипированная, мы будем работать по закону. А те, кто занимаются контрафактом, по их карману это, скорее всего, серьезно ударит. Я думаю, что это коснется небольших магазинов, отделов в торговых комплексах», — говорит Живрина.
Оборот российского обувного рынка оценивается в 700 миллиардов рублей. При этом, по подсчетам экспертов, только на неоплаченных таможенных сборах и НДС с контрафактной обуви бюджет страны теряет около 30 миллиардов рублей в год.