Владельцы iPhone переплачивают на маркетплейсах? Пользователи телеграм-каналов заявляют, что алгоритмы платформ анализируют тип устройства и завышают цены на одинаковые товары. Так ли это на самом деле, разбиралась продюсер радио «Business FM Челябинск» Юлия Нигматулина.
В интернете активно обсуждаются различия в цене на один и тот же товар для пользователей разных устройств. В одном из челябинских ТГ-каналов горожане сравнили ценники на посуду в «Яндекс Маркете». К примеру, стаканы с iPhone 16 Pro оказались на 700 рублей дороже идентичного товара, найденного в том же приложении на 15-м iPhone.
Радио «Business FM Челябинск» провело аналогичный эксперимент — разница в цене на товары для дома одного продавца между двумя моделями смартфонов Apple достигала 30%. В пресс-службе «Яндекс Маркета» на наш запрос, зависят ли цены от модели смартфона, заверили, что для всех покупателей маркетплейса устанавливается единая базовая стоимость на каждый товар. Ее определяет продавец, и он может менять цену в любое время.
Отметим, что расхождений в стоимости позиций на других маркетплейсах, таких как Wildberries и Ozon, мы не зафиксировали. Представитель Wildberries Russ Дмитрий Борщевский заявил, что онлайн-платформа самостоятельно не изменяет цены на товары, это могут сделать только сейлеры.
«Маркетплейс лишь может предоставить дополнительно скидку за счет собственных средств. Она помогает продавцам продавать больше, не теряя прибыль. Как правило, партнер меняет цены в зависимости от спроса, остатков на складе и поведения клиентов. Если товар активно просматривают, но редко покупают, продавец может принять решение снизить цену для всех клиентов, чтобы стимулировать выкуп, и наоборот. Такой подход делает ценообразование более гибким, а для покупателя открывает возможности дождаться лучшего предложения от продавца»,— комментирует Дмитрий Борщевский.
Впервые о коррекции цен в зависимости от модели телефона заговорили пользователи такси — на заре появления агрегаторов, несколько лет назад. Одна и та же поездка в определенный момент времени обходилась пользователям Applе дороже, чем владельцам Android. Похожие случаи фиксировались при заказе техники в интернет-магазинах, а также при покупке авиабилетов и регистрации на рейс.
Как рассказала нам главный редактор областных новостей телеканала ОТВ Ольга Гаврилюк, во время поездки из Челябинска в Санкт-Петербург на международный экономический форум за выбор места в самолете с телефона Apple авиакомпания «Аэрофлот» затребовала дополнительные 699 рублей. При этом со смартфонов Samsung и со стационарных компьютеров эта процедура оказалась бесплатной.
«Я была на работе, когда надо было регистрацию проходить, зашла с компьютера и бесплатно зарегистрировала себе место, которое хотела. Некоторые ребята не стали платить, и получили место на стойке регистрации. Когда мы собирались улетать из Петербурга, компьютера не было под рукой, мы полезли регистрироваться через телефон, и получилось так, что за регистрацию требовали деньги, причем не на всех телефонах. На 16-м iPhone просили, на Samsung — нет. В пресс-центре с компьютеров зарегистрировались абсолютно бесплатно»,— рассказывает Ольга Гаврилюк.
При этом алгоритмы онлайн-платформ не всегда понимают и сами сейлеры. Цены на онлайн-товары в течение одного часа могут взлетать вверх и также стремительно падать, независимо от запуска акций и скидок. Одно остается очевидным: скоринг данных маркетологи используют для собственной выгоды.
«Современные технологии позволяют собирать по различным пользователям достаточно большое количество данных, в том числе о типе устройств и местоположении. Чем больше таких данных у платформы или сервиса, тем более персонифицировано они могут делать определенную оценку — скоринг финансовых возможностей у этого человека. К этим инструментам все чаще прибегают маркетологи. Если человек может позволить себе более дорогое устройство, то это означает, что он более платежеспособен, и при прочих равных условиях он может заплатить больше за один и тот же товар»,— говорит эксперт по мобильным технологиям Иван Кущ.
Изменение цены с точки зрения покупательской способности — нарушение прав потребителей, отмечают юристы. Пожаловаться на дискриминацию одних покупателей по отношению к другим можно в антимонопольную службу, Роспотребнадзор либо суды общей юрисдикции. Правда, чтобы доказать, что маркетплейс предлагает один и тот же товар разным людям дороже или дешевле, необходимо знать специфику работы алгоритмов площадки. Но пока эта информация охраняется коммерческой тайной.