С 1 сентября таксопарки и самозанятые таксисты помимо ОСАГО должны страховать свою ответственность перед пассажирами, как перевозчики (ОСГОП). По факту у них на руках должны быть два страховых полиса. Переходный период — 60 дней, после чего разрешение на перевозки приостановят, а дальше и вовсе отменят. В условиях нововведений челябинский рынок такси ждет укрупнение. Частники, работающие под шашечками, уже ищут работу в крупных таксопарках. Подробности — в материале сайта Bfm74.ru.
Услуги такси подорожают
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) для таксистов обернется новыми финансовыми тратами. Согласно тарифу Банка России стоимость полиса составляет от 1,3 тысячи до 5,4 тысячи рублей в год. В некоторых таксопарках ранее действовали собственные программы страхования рисков, которые обходились им дешевле.
«Стоимость ОСГОП в такси — до 5400 рублей в год. Сервису „Максим“ программа возмещения, подобная ОСГОП, обходится в 120 рублей в год на каждого водителя. При объявленной стоимости в 5400 рублей ОСГОП стоит в 45 раз дороже, чем реально необходимо для покрытия страховых рисков. При том, что размеры выплат у нас равны, а в некоторых случаях и превышают максимальные выплаты по ОСГОП. Формирование страховых тарифов — непрозрачная и очень негибкая тема, применительно к сфере такси это большая проблема», — говорит руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников.По его словам, по условиям договора ОСГОП страховая компания выплатит возмещение пострадавшему пассажиру, но потом будет взыскивать эту сумму с водителя, если у него не пройдены предрейсовые медосмотр и техосмотр.
«В Челябинской области отсутствует сервисная инфраструктура для проведения ежедневных предрейсовых и послерейсовых осмотров физических лиц — самозанятых перевозчиков, нет в нужном количестве медиков и техников. Водители по независящим от себя причинам не смогут выполнить обязательные требования закона. Потратив деньги на покупку полиса ОСГОП, водители увеличат сумму рисков еще на стоимость полиса. Для самозанятых финансовые риски в случае причинения вреда пассажиру катастрофичны», — считает он.
О вынужденном росте цен на услуги такси сообщил исполнительный директор компании-партнера крупнейшего агрегатора «Яндекс Такси» Артур Страшников.
«В любом случае оформление ОСГОП увеличит стоимость перевозок, но не более чем это происходит, к примеру, при росте цен на бензин. Да, услуги такси станут чуть дороже, но при этом с новым полисом такие перевозки будут более безопасны для пассажиров. В новых условиях рынка самозанятым перевозчикам станет выгоднее сотрудничать с таксопарками, которые сами занимаются оформлением ОСГОП на свои машины», — отметил эксперт.
Руководитель компании также отметил: некоторые таксопарки в настоящее время оформляют полисы ОСГОП за свой счет, что привлекает поток самозанятых таксистов к сотрудничеству с ними.
«В нашем случае парк берет на себя выплаты по ОСГОП, как было еще при Советском союзе, когда все текущие затраты брали на себя компании, а не водители. В настоящее время мы активизировали работу по оформлению полисов, до конца недели охватим страхованием 100% нашего автопарка», — пояснил Артур Страшников.
По его словам, страховые компании, представленные в Челябинской области, оказывают необходимую помощь в оформлении полисов. Трудностей не возникает.
Малые перевозчики могут уйти
ОСГОП позволит очистить рынок такси от фирм-однодневок и случайных людей в профессии, для которых частные перевозки пассажиров — быстрый куш без ответственности.
«Мы видим, что постепенно все идет к тому, чтобы сфера такси работала в регионах четко в соответствии с законом. ОСГОП — это логичное продолжение федерального закона № 580-ФЗ, который упорядочивает работу такси . Все идет к тому, чтобы не повторялась ситуация из „девяностых“. К тому же, чтобы стать таксопарком, не обязательно сегодня иметь 300-400 автомобилей, это может быть 30-40 машин, не более. Тогда и издержки меньше», — обозначил Артур Страшников.
Уже известно, что штрафы за отсутствие полиса ОСГОП для физических лиц (самозанятых перевозчиков) составят от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц (таксопарков) — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
«Частично челябинский рынок такси уже прошел трансформацию, поскольку малые таксопарки в регионе удалось интегрировать в единую структуру крупных агрегаторов. Наглядно это можно представить пирамидой, в основании которой как раз малые перевозчики и самозанятые таксисты. Не исключаю, что их количество после введения ОСГОП может сократиться, но существенного влияния на рынок такси это все-таки не окажет. Уйдут из профессии те, для кого такси было больше подработкой, чем работой», — считает председатель Челябинского движения автомобилистов Алексей Бруй.
При этом он отмечает, что страховые компании крайне нежелательно страхуют такую категорию водителей как таксисты, поэтому не исключает, что с оформлением ОСГОП могут возникнуть трудности у тех, кто попадал в ДТП или имеет сравнительно малый водительский стаж.
«Время покажет, как будут осуществляться страховые выплаты по ОСГОП, но вообще таксисты неоднократно заявляли о трудностях с оформлением того же ОСАГО, поскольку риски для страховщиков высокие, и часто самозанятые водители получали отказы в оформлении полиса под разными предлогами», — пояснил эксперт.
Оформить ОСГОП сегодня можно онлайн. Для этого на официальном сайте страховой компании нужно указать, кто намерен получить полис — индивидуальный предприниматель или юрлицо. Также нужно указать период, на который планируется оформить страховку, паспортные данные и контакты, чтобы менеджер мог связаться для подписания договора.
В августе в страховые компании увеличился поток частных перевозчиков, при этом основной наплыв желающих оформить страховку ожидается в сентябре.
«В конце августа мы наблюдали первую активность от перевозчиков, заинтересованных в оформлении полиса ОСГОП, который ранее они не заключали, так как закон вступил в силу только с 1 сентября. Основной поток обращений мы ожидаем именно с сентября текущего года. На сегодняшний день оформлено несколько десятков полисов, проведено множество консультаций, но таксопарки пока не спешат с оформлением»,— сообщил Bfm74.ru директор челябинского филиала страховой компании «Югория» Андрей Пятаев.
Он пояснил, что каждая страховая компания устанавливает стоимость полиса в рамках тарифов, введенных Банком России. Страховая премия может варьироваться от 3 392 рублей в год в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика. Тарифный коридор не предусматривает отдельных условий для разных категорий клиентов.
«Обращения поступают активно. Сейчас заключаются первые договоры ОСГОП. Средняя стоимость страхования для такси составляет примерно 3400 рублей на один автомобиль. Оформление по времени занимает примерно столько же, сколько уходит на полис ОСАГО», — прокомментировали в пресс-службе «Ренессанс страхования».
Важно отметить, что страхователем может выступать только лицо, имеющее документ, подтверждающий право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.