Официальные даты масштабных акций в рамках всемирного дня шопинга и Черной пятницы приходятся на 11 и 25 ноября. Продавцы ожидают высокого спроса, но при этом стараются избежать прошлогодних ошибок — сбоев и задержек доставок. Маркетплейсы и курьерские службы, в первую очередь, сосредоточились на улучшении логистики, сообщает корреспондент радио «Business FM Челябинск».
В частности, продавцы онлайн-площадок стали чаще пользоваться сторонними сервисами доставок. В третьем квартале 2024 года количество заявок на грузоперевозки до складов и пунктов выдачи маркетплейсов увеличилось на 67% по сравнению со II кварталом. Также увеличился спрос на курьерскую доставку: на 30% для внутригородских перевозок и почти на 90% для междугородних. Такие данные предоставили аналитики сервиса «Авито Услуги». Эксперты связывают резкий рост заявок с подготовкой к сезону распродаж и быстрым ростом Интернет-торговли. Подробнее о ситуации на рынке грузоперевозок рассказывает представитель пресс-службы «Авито» Екатерина Миранчук:
«В сентябре 2024 года по сравнению с августом этого года интерес к коммерческим перевозкам по городу вырос на 5%. Если же мы говорим про международные транспортные услуги, то на 8%. В принципе, с началом осени у перевозчиков всегда высокий сезон. В преддверии учебного года растет спрос на доставку канцелярских, школьных принадлежностей, мебели, одежды. Что касается компаний, работающих в сфере электронной коммерции, они также увеличивают количество своих заявок, чтобы заранее подготовиться к Черной Пятнице»,— уточнила она.
По ее словам, зафиксированы высокие темпы роста спроса на доставку по городу товаров до маркетплейсов. Например, в сентябре 2024 года интерес к этой услуге вырос почти в 3 раза, это плюс 184%, если мы берем аналогичный период прошлого года. На фоне растущего спроса кратно увеличилось и предложение от перевозчиков товаров до складов и пунктов выдачи маркетплейсов. В сентябре количество таких объявлений выросло на 50%, если мы сравниваем с августом.
Ряд маркетплейсов пошел по другому пути. Например «Вайлдбериз», на чью долю приходится более половины селлеров, вместо того, чтобы нанимать сторонних подрядчиков, увеличивает собственный штат водителей и расширяет автопарки. Это позволит минимизировать влияние возможных негативных технических факторов на сервис, рассуждает представитель объединенной компании Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский:
«Мы постоянно улучшаем наши логистические процессы, анализируя предыдущий опыт и возникающие риски в логистике, а также внедряя новые практики и модернизируя имеющиеся. Мы сильно расширили базу водителей как на магистральных маршрутах, так и на маршрутах „Последней мили“. Помимо качественных и проверенных контрагентов мы расширяем и улучшаем собственный автопарк. Кроме этого, мы значительно усилили службу поддержки сервиса перевозчиков и водителей WB Drive», — уточнил он.
Отметим, что возникающие сложности обычно связаны с внешними факторами — например, погодными условиями в зимний период или увеличением дорожного трафика по ряду федеральных трасс. Однако при правильно рассчитанных маршрутах и прогнозировании это может минимально влиять на сроки доставки товаров покупателям, объяснил эксперт.
Подготовкой к масштабным распродажам занимаются и логистические службы. По прогнозам аналитиков Почты России в ноябре и декабре объем посылок увеличится на 40% в сравнении с летними месяцами, поэтому оператор продолжает оптимизировать процесс отправки и получения заказов. Среди уже действующих мер можно отметить зоны самообслуживания, почтоматы, онлайн-очереди и использование QR-кодов. Все это значительно упрощает процесс оформления, отправления и получения доставок. О готовности почты к сезону распродаж рассказывает директор Управления федеральной почтовой связи Челябинской области Константин Болдырев:
«В сезон распродаж мы ожидаем практически удвоения по сравнению с тем, что было летом. То есть, если в летний месяц у нас в среднем около четверти миллионов посылок в месяц, то сейчас мы думаем, что около полумиллиона будет по месяцу в сезон распродаж. Соответственно, наша инфраструктура вся к этому готова. Как я уже говорил, огромный флот автотранспорта задействован, большое количество железнодорожных вагонов», — сказал он.
Но несмотря на заявленную готовность логистических служб и маркетплейсов, селлеры могут столкнуться с трудностями иного рода — нехваткой мест на складах. Как сообщает Форбс, этот негативный фактор уже ощутили на себе продавцы Wildberries. Из-за этого продавцы не могут отгрузить товары в срок и спланировать продажи. В итоге дефицит складских помещений может спровоцировать сбои в доставке.