По данным «Автостата», рынок продаж новых автомобилей в сентябре сократился на 59,6%. За 39-ю неделю куплено 11,1 тыс. новых транспортных средств, что на 20% меньше, чем неделей ранее. В ситуации ограниченного выбора марок и комплектаций, челябинские автодилеры развивают параллельный импорт. Насколько дешевле обойдется покупка автомобиля в Арабских Эмиратах и почему челябинцам повезло с логистикой, выяснял корреспондент Bfm74.ru.
Продажи падают
Рынок новых легковых автомобилей переживает непростые времена. С начала 2022 года наблюдается падение продаж у официальных автодилеров из-за усложнения логистики, давления санкций и роста цен. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре продажи новых автомобилей сократились еще больше — падение составило 59,6%.
«За три квартала 2022 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, или на 753,5 тыс. штук. Всего продажи составили 506,7 тыс. автомобилей, из них на коммерческий автотранспорт приходится 10,4% продаж, на внедорожники — 47,9%, пикапы — 0,8%», — сообщает пресс-служба комитета автопроизводителей АЕБ.
В сентябре 2022 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 59,6% по сравнению с сентябрем 2021 года (-68,9 тыс. штук). Общий объем продаж составил 46,7 тыс. автомобилей.
По данным «Автостата», падение продаж в сентябре коснулось всех сегментов рынка. После объявления частичной мобилизации в России объем договоров на покупку нового автомобиля сократился у официальных дилеров на 20% в течение недели. Поступало много отказов. Порядка 80% отказов пришлось на легковые машины. С 26 сентября по 2 октября жители РФ приобрели их в объеме 8,7 тыс. штук, что на 19% меньше, чем неделей ранее. Рынок легких коммерческих автомобилей сократился на 20% до 982 экземпляров.
Эксперты рынка отмечают, что отказы от покупки машин связаны в большинстве случаев с невозможностью приобретения автомобиля нужной марки в нужной комплектации.
«Три месяца назад планировал обновить автомобиль BMW, но не нашел в Челябинске в наличии в нужной комплектации. Рассмотрел предложения дилеров по поставке такой же машины из Казахстана, вроде, даже дешевле получалось по цене. Но сейчас таких машин уже и в Казахстане не найти», — говорит челябинец Антон Тарнакин.
Популярные модели автомобилей среднего ценового сегмента (3-5 млн рублей) в настоящее время очень трудно найти на рынке Казахстана, Армении, Грузии, поскольку все куплено или забронировано по предоплате.
Поставки из Эмиратов
Автомобили среднего и премиум-сегмента автодилеры везут с аукционов, организуемых в Арабских Эмиратах.
«Я сейчас нахожусь в Дубае на одном из крупнейших авторынков, здесь очень большой выбор легковых машин европейских и американских марок. Есть новинки, которые не были представлены в этом году в России. Качество удивляет в сравнении с недорогой ценой. Через порт в Дубае поставку автомобилей по предзаказу организуем в Иран, а далее в Казахстан, из которого будем ввозить в Россию, в Челябинск», — пояснил челябинский предприниматель Антон Лысков.
По его словам, Челябинск имеет очень выгодное транспортное расположение для организации трафика продукции под иностранными брендами, ввозимой в Россию по параллельному импорту.
«Отгрузки автомобилей из порта в Дубае сегодня настолько насыщены, что законтрактовать поставки машин можно только на начало 2023 года, не ранее. По стоимости покупка и доставка машины из Арабских Эмиратов будет в среднем на 20% дешевле, чем покупать в шоуруме. Есть возможность сэкономить до 40% от рыночной стоимости нового автомобиля в России. Заказывают в Эмиратах в основном автомобили Mercedes, BMW, а также отдельные модели китайских автоконцернов», — уточнил он.
После «юридической очистки» и оформления необходимых документов на таможне, автомобиль ввозят на территорию России. Как правило, покупаются автомобили в Эмиратах за наличный расчет и оформляются на физлиц. С оформлением на юрлицо люксового автомобиля могут возникнуть сложности, поэтому далеко не все автодилеры соглашаются поставлять заказ для предприятия, зарегистрированного в РФ.
Китайский тренд
На фоне дефицита европейских и американских автомобилей в Челябинской области растут продажи китайских электрокаров. Как рассказал сайту Bfm74.ru директор по развитию дилера китайских электрокаров «Электрокарс Рус» (входит в СТО «Молния») Семен Лапин, спрос на них вырос в два раза.
«По сравнению с прошлым годом рынок электромобилей в Челябинске вырос в два раза. Мы установили более 50 электрозаправок. Но ситуация очень нестабильная, пришлось остановить некоторые инвестиционные проекты», — пояснил Семен Лапин.
По его словам, частично на рост спроса повлияли санкции. Люди «начали смотреть по сторонам», искать альтернативы ушедшим из России брендам.
«После зачистки витрин зарубежными автоконцернами, фора по увеличению объема продаж сегодня у китайских производителей, которые готовы предлагать городские внедорожники в стандартной комплектации, но по весьма доступной цене — от 2,5 до 3,5 млн рублей. Если стоимость продукции китайских автоконцернов не поднимется с 2023 года, то есть все шансы занять лидирующие позиции на рынке продаж иномарок в России», — считает председатель челябинского отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй.
По его словам, развитие параллельного импорта только усилит процесс экспансии китайских автоконцернов.