Челябинск занял восьмую строчку рейтинга по обеспеченности населения качественными торговыми площадями. Самый высокий показатель у Самары — 747 кв. м на одну тысячу человек. Далее идут Екатеринбург (676 кв. м), Нижний Новгород (553 кв. м), Ростов-на-Дону (504 кв. м), Воронеж (478 кв. м), Уфа (462 кв. м) и Омск (444 кв. м). В рейтинге не учитывали показатели по Москве и Санкт-Петербургу. Данные обнародовала международная консалтинговая компания Knight Frank.
Насыщенность рынка Челябинска — 416 кв. м на одну тысячу человек, что ниже среднего показателя среди других городов-миллионников, отмечает директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Но, по ее мнению, город в достаточной степени обеспечен торговыми площадями и строительного бума не стоит ждать.
«По Челябинску есть несколько проектов, которые давно анонсированы. Но я, честно говоря, не могу сказать, что они находятся в активной стадии. Сейчас больше интереса к девелопменту существующих объектов, которые находятся в центре города. Растут запросы и посетителей, и арендаторов. Они смотрят на качество торговых центров, на качественное управление. Поэтому некоторые задумываются о реконцепции. Я думаю, что фонд будет пополняться за счет реконцепции, а не за счет нового строительства. Потому что те стройки, которые мы знаем, мы не можем учитывать, это перспектива. Если растет спрос, постепенно подтягивается и предложение. Мы это видим по Дальневосточному региону. В Челябинске если что-то и появится, то это должен быть, на наш взгляд, объект с уникальными якорями, такими как IKEA», — прокомментировала Евгения Хакбердиева.
Также по данным аналитиков Knight Frank, объем предложения качественных торговых площадей в Челябинске составляет 494,2 тыс. кв. м. Несмотря на то, что этот показатель ниже среднего среди городов-миллионников, для Челябинска он избыточен. Норматив на одного горожанина превышен в 2,5 раза.
«Сказать, что торговые комплексы востребованы, очень сложно. Если мы зайдем в любой торговый центр, мы увидим очень сильное расслоение в ставках по этажам. Первый этаж — это самый дорогой, второй этаж может в два — три раза дешевле быть, выше этаж — еще в два — три раза дешевле. Это означает, что покупатели на второй этаж крайне мало заходят, на третий — еще меньше, а четвертый уже не посещаемый, либо туда приезжает только целевая аудитория, например, в кинозал, игровую комнату. Поэтому многие арендаторы съезжают из торговых центров. Они первый этаж не могут вытянуть по арендной ставке, а на втором и третьем покупателей нет. Меняются форматы, потребительские предпочтения, стратегии. Необходимо не только гибко подходить к торговым центрам, планированию и стратегии развития. Самому бизнесу нужно быть готовым очень быстро менять формат», — пояснил руководитель компании «Основа Инвест» Андрей Ветхов.
При этом, как следует из исследования Knight Frank, обеспеченность качественными торговыми пространствами в среднем по стране продолжает увеличиваться. За последний год показатель вырос на 5,5% и достиг 468 кв. м на одну тысячу жителей. Это произошло за счет максимального прироста в трех городах — Перми (+38,5%), Волгограде (+17,1%) и Казани (+11,5%).