Эксперты Центра городской экономики консалтинговой компании «КБ Стрелка» исследовали состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в городах России. Специалисты изучили 1115 населенных пунктов страны, разделив их по численности населения. Челябинск занял пятое место среди 15 городов с численностью населения более 1 млн человек по условиям развития бизнеса.
Эксперты соотнесли количество МСП на 1000 жителей с условиями для развития предпринимательства. При исследовании условий учитывались размер бюджета города, уровень доходов жителей, финансовые условия для открытия и ведения бизнеса, качество городской среды и динамика численности населения.
Челябинск вошел в число городов более чем с 65 МСП на 1000 жителей. Благоприятность условий для дальнейшего развития бизнеса оценили в 60 баллов из 100. Лидерами рейтинга стали Москва (78 баллов), Екатеринбург (68 баллов) и Казань (65 баллов).
«Вопреки устоявшемуся образу, МСП — это не только магазины и кафе. Даже в таких отраслях, как авиастроение, добыча и переработка полезных ископаемых МСП составляют более 50% всех компаний. Развитие МСП связано с диверсификацией городской экономики, развитием креативных отраслей, качеством городской среды и транспортной инфраструктуры», — сказано в исследовании.
Лидером среди 65 крупных городов России (от 250 тыс. до 1 млн человек) по условиям развития МСП стала Тюмень (83 балла). Аутсайдером в этой категории признали Мурманск (59 баллов). В списке городов с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек первое место занял Красногорск (87 баллов). В конце рейтинга — Нефтеюганск с результатом 66 баллов.
Первую позицию в «средних городах» занял Салехард. Условия для развития бизнеса там оценили в 89 баллов. Самая маленькая оценка — у Александрова — 36 баллов. Самую высокую оценку среди городов с численностью населения менее 50 тыс. человек получил Циолковский — 91 балл. Аутсайдером признан Балей — 24 балла.
Исследователи пришли к выводу, что 20% российских городов обладает благоприятными условиями для развития МСП, при этом фактическое количество МСП в этих населенных пунктах ниже среднего уровня.
Также анализ показал, что в России ситуация с МСП обстоит иначе, чем за границей, где в небольших поселениях бизнес обычно оказывается прибыльнее, чем в крупных. У российских предпринимателей мало шансов сделать бизнес в малых городах прибыльным. Эксперты связывают это с недостаточным платежеспособным спросом. В результате в небольших городах вести бизнес оказывается не так выгодно, несмотря на невысокие издержки и низкую конкуренцию по сравнению с более крупными городами. Это привело к тому, что в малых городах России МСП на душу населения в два раза меньше, чем в городах-миллионниках.