
О том, как детская просьба может совершенно неожиданно превратиться в бизнес.
Алексей Варфоломеев занимается созданием экологически чистых игрушек — кубиков для строительства средневековых замков. Как могла такая идея прийти в голову взрослому мужчине? Совершенно просто — его попросил сын. «Любой бизнес, который касается игрушек, — рассказывает Алексей, — должен рождаться из игры. С нашим было именно так. Старший сын увлёкся „Пиратами Карибского моря“: там в кадре часто показывают различные замки. Он сказал: „Пап, давай построим что-то подобное!“. Попробовали сделать из того, что есть. Получилось не очень хорошо. Пошли в гараж, нашли более подходящие варианты — понравилось, но хотелось лучше. Как-то к сыну пришли гости. Они увидели наши замки и сказали: „Вау! Какие кубики! Мы тоже такие хотим!“. Так и родился бизнес».

В скором времени появилась техника, начались первые попытки работы с деревом. Были поначалу и ошибки — сказалось отсутствие опыта. «Первые шаги заключались в приобретении стартового оборудования. Опыта в деревообрабатывающем производстве не было никакого. абсолютно, поэтому купили оборудование какой-то неизвестной марки за условные деньги, и в гараже мы провели пробные эксперименты. В результате стало понятно, что гараж — не наше помещение, и то, что мы приобрели в качестве оборудования — это не оборудование», — говорит Алексей. Тем не менее, сложности и разочарования — не причина бросать начатое. К тому же, бизнес семейный, а огорчать близких не хотелось. Алексей с братом Дмитрием сами научились обрабатывать дерево, стали разбираться в разных видах древесины, приобрели удобное и подходящее для создания игрушек помещение, занялись созданием команды. «Сейчас производство открыто в Миассе: сначала снимали, потом купили бокс, который переоборудовали под цех».

Несмотря на различные программы по развитию малого бизнеса в России, начать своё дело — трудоёмкий и «нервоёмкий» процесс. «У нас достаточно долгий был период получения разрешительной документации, — делится Алексей. — Дело в том, что в 2012 году Правительство приняло решение о том, что товары для детей должны быть сертифицированы не по ГОСТу, как это было раньше, а по регламенту Таможенного союза. Сертификаторы — компании, которые проводят сертификацию, оказались не готовы к такому развитию событий, и получение разрешительной документации заняло почти полгода. Были очень придирчивы в оформлении документов, вплоть до запятой».

Основной проблемой любого начинаемого бизнеса является финансирование. «Neo-castle» — не исключение. Где взять средства на развитие предприятия? На что закупать оборудование и сырьё, как справиться с конкуренцией? На всё нужны деньги, и немалые. «В Челябинской области нет ни одного венчурного фонда, — рассказывает Алексей. — Это значит, что для получения какого-то стартового капитала под те риски, которые, безусловно, присутствуют, нужно идти, например, в Свердловскую область (где я, буквально в течение 10 минут, нашёл 18 венчурных фондов)». Инвестиции со стороны конечно, возможны. Но доказать тем, кто готов вкладывать деньги в производство, что игрушки могут приносить доход в регионе, где всё держится на металлургии, довольно сложно, уверен Алексей. «Бизнес в нашей области заточен под машиностроение и металлургию, никуда мы от этого не денемся, к счастью или к сожалению. Выходить на людей, которые готовы вкладывать персональные средства (т. е. не фонды, не организации, а именно частники) тоже довольно проблематично, потому что люди имеют опыт в других сферах, а то, что предлагаем мы, им не всегда интересно».

Несмотря на «профиль» Челябинской области, конкуренция на рынке игрушек здесь довольно высока. Причем, поставки идут в основном из-за границ, преимущественно из Китая — большинство полок магазинов заполнены его продукцией. Именно страну риса и бамбука Алексей Варфоломеев считает основным конкурентом для российских «игрушечных» компаний. Свою продукцию предприниматель планирует «спасать» от конкуренции преимуществом в качественном сырье, которое «Neo-castle» поставляет из Челябинской области. «В основном, мы делаем кубики из березы, — рыскрывает Алексей секреты своего производства. — Сейчас экспериментируем ещё с несколькими материалами. Берёза после полировки и шлифовки оставляет приятную на ощупь поверхность и не требует покрытия лаком — это немаловажно, тем более, для детей. К тому же, она не заражается грибком, а если и заражается, то это довольно длительный процесс (в отличие от сосны, которая его очень любит). Экологичные игрушки может производить любая фирма, но я, прежде всего, рассчитываю на наше преимущество: поставку древесины из области. Китай, к примеру, не любит использовать своё дерево, кубики, сделанные в этой стране всегда из ангарской сосны, а она совсем не китайская. С березой, конечно, везде сложнее, поэтому логистическое плечо достаточно большое»

Продажу своих игрушек фирма «Neo-castle» планирует осуществлять пока без традиционной рекламы, через точки в гипермаркетах «Маркер-Игрушка» и «Сима-Ленд», с которыми уже заключены контракты. Для продвижения средневекового конструктора компания планирует провести промоушн, яркое действо, прямо в торговых залах гипермаркетов, чтобы привлечь внимание покупателя. Традиционная реклама с плакатами и баннерами пока рассматривается как нечто возможное, но не обязательное — аудитория слишком узкая. «Я не вижу в рекламе особого смысла, по крайней мере, пока. Трудно искать через глобальные средства массовой информации нашу достаточно узкую целевую аудиторию — продукция достаточно специфическая», — поясняет предприниматель.

Пока «Neo-castle» только выходит на большой рынок, компания ещё не вкусила всей его прелести. Зато работа над собой и начинаемым делом уже показала обратную сторону медали. «Бизнес съедает много времени, особенно когда приходится приобретать совершенно особый опыт, которым с тобой никто не может поделиться. Это стоит денег и времени. Чем больше его тратится, тем меньше времени приходится уделять семье», — сетует Варфоломеев. Несмотря на это, поддержка семьи играет немалую роль. «Мы выбрали именно семейное производство потому, что очень хочется, чтобы покупая игрушки, максимальное количество людей было уверено в том, что эта игрушка не нанесёт вреда их ребёнку».
Елена Никитина